Мистраль где находится. Корабль без Родины

Главная / Заработок 

Сами французы классифицируют корабли класса «Мистраль» (Mistral) не как традиционные в нашем понимании десантные вертолётоносцы-доки, а как десантно-командные корабли. Примерно так и можно перевести оригинальное французское обозначение подкласса «Мистраля» – Batiment de Projection et de Commandement. Отсюда и его две главные задачи – производить высадку сил и средств десанта и осуществлять управление группой, соединением и объединением кораблей или разнородных сил.

Вертолетоносцы Мистраль - видео

По большому счету, французские специалисты достаточно удачно предприняли попытку сделать некий «гибрид» универсального десантного корабля, способного обеспечивать проведение морских десантных операций, и командно-штабного корабля. Изначально история проекта, на основе которого позднее создали «Мистраль», была намного прозаичнее. В начале 90-х гг., когда распался Советский Союз, военные ведущих стран НАТО столкнулись с нежеланием своих правительств и дальше выделять огромные средства на оборону от внешнего врага, коего тогда – в лице Советского Союза – более не стало. Руководство французского кораблестроительного гиганта DCN, также оказавшегося перед лицом сократившегося национального бюджета на оборону, не без оснований пришло к выводу о том, что в ближнесрочной перспективе у ВМС разных стран мира могут быть востребованы десантные вертолётоносцы-доки и корабли, совмещающие в себе достоинства легкого авианосца с носовым трамплином и универсального десантного корабля, имеющего достаточно большую вместимость и оснащенного доковой камерой – тем более, что наработки в данном направлении у французов уже были.

В соответствии с достаточно широким кругом задач, решение которых предполагалось возложить на перспективный корабль, он должен был иметь большую вместимость по личному составу десанта и ВВСТ, обладать способностью принимать на борт и выпускать десантные катера на воздушной подушке (ДКАВП), обеспечивать постоянное базирование на борту боевых и транспортных вертолетов (в т.ч. располагать крытым ангаром для их размещения), а также иметь стационарный госпиталь, хорошо оснащенный пункт управления (флагманский командный пункт командира отряда или соединения кораблей) и т.д.
В итоге, в 1992 г. на очередной выставке «Евронаваль», которая проходит в Ле-Бурже в том же выставочном центре, что и международный аэрокосмический салон, но по четным годам, компания DCN представила проект перспективного десантного корабля водоизмещением около 15 000 т, названного BIP-15 (от Batiment D’Intervention Polyvalent, т.е. «многоцелевой ударный корабль») и представлявшего собой некий симбиоз легкого авианосца и десантного вертолётоносца-дока. Основу его ударной мощи должна была составить достаточно большая авиагруппа – шесть тяжелых вертолетов различного типа и восемь СВВП, которые могли использовать для взлета носовой трамплин. Кроме того, на корабле имелась кормовая док-камера на два ДКАВП размерности LCAC или на четыре обычных водоизмещающих ДКА размерности LCM (последние еще часто называют «десантная баржа»).

Наконец, в середине 2000 г. было официально объявлено решение командования ВМС Франции – создавать новый корабль на базе проекта BIP-19, а в июне был объявлен тендер, участвовать в котором пригласили две крупнейшие французские судостроительные компании: DCN и «Шантье де Атлантик» (Chantier de l’Atlantique). Победитель объявился достаточно быстро – к концу года DCN получила контракт на постройку двух кораблей нового типа, второй же участник – статус субподрядчика и поставщика отдельных элементов корпусных конструкций. Однако по вопросу о разделении объемов работ между двумя компаниями возникли серьезные разногласия, и окончательный контракт между заказчиком и исполнителями был подписан только в январе 2001 г., поэтому пришлось сдвинуть вправо и сроки ввода кораблей в боевой состав национальных ВМС – на 2005 и 2006 гг. соответственно.
В результате всех этих перипетий, команда на закладку головного корабля поступила лишь в июле, а «резать металл» начали в ноябре 2001 г. Головному кораблю было присвоено имя «Мистраль» (Mistral) – по названию сильного ветра, дующего в районе долины Роны с севера и севера-запада по направлению к морю (некий аналог черноморской боры). Это провансальское слово стало употребляться с 1519 г., в более широком понимании сейчас оно означает и просто сильный ветер.

В отличие от базового проекта – BIP-19 – на кораблях типа «Мистраль» уже нет носового трамплина и не предусмотрено базирование СВВП, хотя теоретически такой вариант не исключен – полетная палуба корабля позволяет взлетать и садиться на нее подобным ЛА. Имея полное водоизмещение около 21 300 т, корабль в длину достигает 210 м (при длине полетной палубы 199 м), а в ширину – почти 32 м. Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 т, например, французские военные считают типовым вариантом 60 легких боевых бронированных машин и 13 основных боевых танков «Леклерк» (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре). Вместимость для десанта – 450 военнослужащих в полном снаряжении и с личным оружием, либо 700–900 человек «налегке», на короткий период времени.
На протяжении практически всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 5200 м2 (по другим данным – 6400 м2), на которой расположены шесть взлетно-посадочных площадок для одновременного выпуска и приема вертолетов (их легко узнать по соответствующей маркировке). Под полетной палубой, в кормовой части корабля расположен вертолетный ангар полезной площадью около 1800 м2. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно в кормовой части имеются два подъемника. Высадка личного состава и бронетехники десанта может производиться либо в оборудованном порту на причал, либо прямо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью около 2650 м2, в котором могут размещаться два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM меньшего водоизмещения.

Mistral и Tonnerre BPC (bâtiment de projection et de commandment) новые французские 21300-тонные десантные корабли управления и проецирования силы. Корабли были построены DCN в партнерстве с компанией Thales и Chantiers de l"Atlantique. Каждый корабль имеет грузоподъемность и универсальность, достаточную для перевозки до 16 тяжелых вертолетов и одной трети механизированного полка, а также двух катеров на воздушной подушке LCAC или до четырех десантных катеров. В апреле 2007 года DCN стало DCNS. Это стало возможным после соглашения, в котором Thales стал владельцем 25% акций новой компании, а DCN приобрела военно-морской бизнес компании Thales во Франции (за исключением военно-морского оборудования). Mistral оснащен высокопроизводительным центром связи, что позволяет использовать его в качестве корабля управления. Корабль также способен вместить комбинированные (многонациональные) многоцелевые силы.
Контракт на два корабля был размещен в январе 2001 года. Киль FS Mistral (L9013) был заложен в июле 2003 года, он был спущен на воду на Брестской верфи в октябре 2004 года. Mistral был введен в состав ВМС Франции в феврале 2006 года. Tonnerre (L 9014) был заложен в августе 2003 года и спущен в июле 2005 года, был включён в состав ВМС в феврале 2007 года. ВМС Франции разместили заказ на третий корабль, Dixmude, в апреле 2009 года. Киль корабля был заложен в январе 2010 года. Он был спущен в конце 2010 года, должен войти в эксплуатацию в 2012 году.

В июне 2011 года российское агентство по экспорту вооружений Рособоронэкспорт подписало контракт с DCNS на поставку двух кораблей класса Mistral/BPC и связанных с ними услуг. Сделка является частью межправительственного соглашения между Францией и Россией на поставку четырех кораблей класса Mistral. Поставка первого и второго корабля планировались на 2014 и 2015 годы соответственно. В июле 2006 года Mistral принимал участие у берегов Ливана в операции французского флота по эвакуации французских граждан во время конфликта с участием Израиля и Ливана. Mistral и Tonnerre заменили корабли L9021 Ouragan и L9022 Orage, которые были построены на судоверфи Brest Naval Dockyard и поступили на вооружение в 1965 и 1968 гг.

Управление и контроль

Класс Mistral оснащен боевой системой обработки данных DCN Senit 8 и будет совместим с командной системой французского флота для проведения совместных операций SIC 21, которая была разработана компанией Thales. Высокопроизводительный центр связи включает в себя систему спутниковой связи Thales Syracuse III.

Авиавозможности и ангары

Корабль имеет возможность перевозить до 16 средних или тяжелых вертолетов под палубой, например NH90, SA 330 Puma, AS 532 U2 Cougar AS 665 или вертолеты AS 665 Tiger. Полетная палуба имеет шесть мест посадки и 1800-метровый² ангар. 5000-метровая² полетная палуба может принимать до шести вертолетов одновременно.

Амфибийные возможности кораблей класса Mistral

Мистраль будет нести либо четыре десантных катера (LCU), либо два десантных катера на воздушной подушке (LCACs). ВМС Франции заказали новые высокоскоростные десантные катера, engins de débarquement amphibie rapide (EDA-R), которые могут быть размещены на Мистрале.

Экипаж корабля состоит из 160 моряков, включая 20 офицеров. Оперативный поход, связанный с перевозкой войск и техники, как правило занимает от двух до трех недель. Mistral и Tonnerre несут достаточно запасов для обеспечения экипажа и 450 военнослужащих в течение 45 дней. Максимальная скорость составляет 19 узлов, дальность при скорости в 14 узлов составляет 11000 миль. 750-метровый² госпиталь на 69 коек оснащен двумя операционными. Если же потребуется дополнительный госпиталь или дополнительные санитарные места, то ангар может быть преобразован в модульный полевой госпиталь.

Вооружение: вооружен двумя пусковыми установками французских ракет ПВО MBDA Simbad с инфракрасным наведением и дальностью до 6 км. Корабль также имеет две морских 30-мм пушки Breda Mauser и четыре 12,7-мм пулемета. Средства электронной поддержки корабля включают РЛС приемник Thales ARBR 21, многоцелевой обзорный радиолокатор MMR-3D NG G-диапазона от Thales Naval France. МРТ-3D имеет антенну с легкой фазированной решеткой и работает как радар радиолокационного наблюдения и как датчик системы самообороны с автоматическим переключением режима. В поверхностном режиме наблюдения МРТ-3D NG может обнаружить цели на малых и средних высотах на дальности до 140 км и в дальнем 3D-режиме наблюдения воздушные цели до 180 км. В режиме самообороны он может обнаруживать и отслеживать любые угрозы в радиусе 60 км. Навигационный радар Sperry Marine Bridgemaster работает в I-диапазоне.

Мистраль - это первый французский корабль, оснащенный двумя 7 МВт электрическими поворотными приводами. Электрогенерирующая система состоит из трех 16V32 и одного 18V200 дизель-генераторов Wartsila, обеспечивающих 20.8 MВт. По праву гордясь своим «произведением», французская компания DCNS называет «Мистраль» в рекламных материалах не иначе как «Хамелеон» Мирового океана». В настоящее время корабли типа «Мистраль» находятся на вооружении только ВМС Франции, в боевом составе флота имеется два таких корабля, «Мистраль» и «Тоннер» (Tonnerre – «гром»). Попытки осуществить их поставки за рубеж успехом не увенчались, хотя практически одновременно с получением подряда от французских ВМС, международное отделение компании-разработчика, DCN International, стало активно продвигать на мировой рынок военно-морской техники целое семейство таких кораблей: BPC 140 (водоизмещение 13 500 т), BPC 160 (16 700 т) и BPC 250 (24 500 т). Вначале к кораблю был проявлен высокий интерес со стороны многих стран мира, в частности – проект BPC 250 попал в «шорт-лист» тендера, объявленного Минобороны Австралии на закупку перспективных универсальных десантных кораблей. Однако австралийцы отдали предпочтение другому претенденту – испанской компании «Навантия» (бывшая «Изар»), предложившей на тендер проект корабля типа BPE (Buque de Proyeccion Estrategica). Фактически это универсальный десантный корабль, отличительной особенностью которого является наличие носового трамплина для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тактико-технические характеристики вертолетоносцев Мистраль

Изготовители: DCNS (кормовая часть, сборкa), Брест; Alstom (носовая часть), Сен-Назер; Балтийский завод (кормовая часть для двух корпусов во Франции)

Водоизмещение вертолетоносца Мистраль

21300 т (полное); 32300 т (предельное)

Размеры вертолетоносца Мистраль

Длина: 199 м (наибольшая)
- Ширина: 32 м (по ватерлинии)
- Высота: 64,3 м
- Осадка: 6,3 м (с ГАС)

Двигатели вертолетоносца Мистраль

3 дизель-генератора Wärtsilä 16V32 (6,2 МВт),
- 1 дизель-генератор Wärtsilä 18V200 (3,3 MВт),
- 2 винторулевые колонки Alstom Mermaid (7 MВт)

Мощность: 20400 л. с. (15 MВт)
- Движитель: два пятилопастных гребных винта
- Скорость хода: 19 узлов (максимальная); 18 узлов (крейсерская)
- Дальность плавания: 5800 миль (10800 км) на 18 узлах (33 км/ч); 10700 миль (19800 км) на 15 узлах (28 км/ч)
- Автономность плавания: 30 суток

Экипаж вертолетоносца Мистраль

160 человек (20 офицеров) + 450 человек морской пехоты (900 человек морской пехоты на небольшую дальность)

Вооружение вертолетоносца Мистраль

Радиолокационное вооружение: 2 навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250, РЛС обнаружения целей MRR-3D NG
- Артиллерия: АК-630
- Зенитная артиллерия: 2 × 30-мм артустановки Breda-Mauser, 4 × 12,7-мм пулемёта «Браунинг»; «3М47» Гибка
- Ракетное вооружение: 2 × 2 - ПУ ЗРК Simbad

Авиационная группа

16 тяжёлых вертолётов или 32 лёгких вертолёта;
- Численность авиагрупп на российских ДВКД 30 вертолётов Ка-52К и Ка-29 или Ка-27М

Фото вертолетоносца Мистраль

Жемчужину ВМФ Франции, которую за универсальность окрестили "швейцарским ножом", должны продать России в количестве четырех штук. Соседние страны обеспокоены.

"Мистраль"

"Честь" и "Родина". Эти два девиза красуются на палубе корабля. Стоя на капитанском мостике, кажется, что ты на верху башни. Его длина - 200 метров, вес - 21 000 тонн, и, несмотря на это, он плавает. Это "Мистраль", самый большой военный корабль Франции после авианосца "Шарль де Голль". Одна из жемчужин французского военно-морского флота, который заставляет бледнеть от зависти страны, стремящиеся завоевать влияние и военный авторитет. Массивный серый корабль похож на гигантскую обувную коробку, тяжело плывущую по волнам. Иногда его брюхо раскрывается, как пасть кита, и принимает в себя лодки и военное снаряжение. Он так силен, что может перевозить 16 тяжелых вертолетов, 4 десантные баржи и 70 транспортных средств, в том числе 13 танков "Леклер". А также размещать на борту команду в 650 человек.

Его кодовое название - BPC (от "batiment de projection et de commandement" - "десантный корабль-вертолетоносец"). А еще его называют "швейцарским ножом". Действительно, имея экипаж в 177 человек, он может все. Высаживать десант на театре военных действий, перевозить боевые танки, быть местом размещения интегрированного командного пункта, средством для устрашения пиратов... Он очень мобилен, обладает свойствами амфибии, и на его борту оборудован госпиталь: два операционных блока, 69 коек, рентгенографический кабинет и томограф. Он входит в "семью" из трех французских вертолетоносцев; два других - это "Тоннерр" ("Tonnerre"), который был введен в эксплуатацию в 2007 г., и находящийся в стадии строительства и готовящийся к принятию на вооружение "Дисмюд" ("Dixmude").

В командном центре площадью в 800 кв. м. компьютеры сегодня подключены к секретной сети НАТО, в рамках подготовки к предстоящим натовским учениям в Дании. В боевом отсеке гигантские экраны в реальном времени показывают ситуацию на море в зоне учений. Средства управления на "Мистрале" настолько мощные, что корабль может в реальном времени координировать действия крупных сил морской авиации с участием нескольких авианосцев.

Именно эти характеристики вызвали интерес у Кремля. Русские, проводящие реформу своих вооруженных сил и желающие расширить тактические возможности своего флота, хотят купить четыре корабля "Мистраль". Палуба французского десантного корабля-вертолетоносца и в самом деле достаточно крепка, чтобы выдержать огромный вес российских вертолетов. По размеру он меньше своих американских аналогов и менее дорог. На европейском рынке десантных кораблей-вертолетоносцев французский корабль завоевал лидирующие позиции. Даже у британцев нет настолько многофункционального военного судна. Приглашенный на "Мистраль" по случаю дня французского ВМФ военно-морской атташе при посольстве России в Париже Александр Дрягин в круглой фуражке, которую носят российские моряки, похожей на привинченный к голове зонтик, держа в руке бокал шампанского, которое он находит "недостаточно крепким" напитком, кивает головой. "Нас очень интересует универсальность этого корабля. В России у нас нет корабля, оборудованного одновременно командным центром и госпиталем. И если мы захотим их строить сами, нам понадобится в два раза больше времени".

Французской стороне эта продажа позволит оживить верфи в Сен-Назере, где могут быть построены один или два "Мистраля". Говорят, министр обороны Франции Эрве Морен (Hervе Morin) лично отстаивал этот проект в беседах с главой государства. Если продажа состоится, это будет первый случай подобной передачи технологий страной НАТО России. Как в Елисейском дворце, так и в военном министерстве приводят шокирующий аргумент: "холодная война" закончена, надо отбросить "двойные стандарты" в отношении Москвы, "с Россией нужно обращаться как со стратегическим партнером и больше не видеть в ней угрозу".

Эти аргументы убедили далеко не всех. На протяжении месяцев "Мистраль" даже стал "кораблем раздора". Соседи России обеспокоены возможными последствиями для их безопасности. "Мистраль - стратегический корабль, который повысит возможности России по проведению десантных операций в Черном и Балтийском морях, а также и в более отдаленных регионах, вплоть до Азии", - поясняет один французский адмирал. Опубликованная несколько недель назад новая военная доктрина России говорит о расширении НАТО как об одной из главных угроз для России.

Меньше двух лет спустя после грузинской войны августа 2008 г., когда Южная Осетия и Абхазия по-прежнему остаются неподконтрольными Тбилиси, Грузии тем менее понятен жест Франции, что председательствовавший тогда в ЕС Николя Саркози громко утверждал, что помешал России дойти до грузинской столицы. С точки зрения Михаила Саакашвили, продажа "Мистраля" - "весьма рискованное" мероприятие. В конце 2009 г. главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий так прокомментировал покупку своей страной французского корабля: подобный корабль позволил бы Черноморскому флоту выиграть войну в Грузии в 2008 г. "за сорок минут, вместо двадцати шести часов".

Но тревожатся не одни грузины. Страны Балтии были аннексированы СССР во время Второй мировой войны. Независимость они обрели лишь в 1991 г., а русские войска были выведены оттуда только три года спустя. "Я не уверен, что лучший способ перевернуть страницу "холодной войны" - это торговать вооружением войны "горячей", - сказал недавно министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш (Maris Riekstins).

Даже в России реакция на покупку "Мистралей" неоднозначна. "Этот вопрос вызвал в Москве споры. Многие военные руководители предпочли бы сами строить вертолетоносцы", - объясняла Мари Мендра (Marie Mendras), глава группы политического планирования МИД Франции, в ходе семинара, недавно организованного Фондом стратегических исследований (FRS). Это вопрос национальной гордости... "Мистраль" огромный, но очень удобный. Он очень заметный. Его будет трудно прикрывать. Но, в конце концов, у нас были деньги, но не было технологий для того, чтобы строить его самим, так что...", - полускептически, полупокорно говорит военно-морской атташе Александр Дрягин. Но дело еще не закрыто. 25 марта министр обороны Франции уверял, что "Мистрали" будут поставляться без военного оборудования. Об этом не может быть и речи, ответил Николай Макаров, начальник Генерального штаба России. Он предупредил, что его страна купит их "только в полностью снаряженном виде - со всеми средствами управления, навигации и вооружением".

"Реалполитик"

Помимо экономических и военных интересов, продажа "Мистралей" имеет большое политическое значение. Николя Саркози напоминает, что Запад нуждается в России для разрешения международных кризисов. Также Париж хочет задобрить Россию, которая является крупным поставщиком энергоресурсов. "Некоторым хочется восстановить своего рода "тыловой союз", подобный тому, что имел место между Францией и Россией в 1891 г. для предотвращения германской угрозы. Это относится к "реалполитик". Но что поделать, если она проводится в ущерб Грузии. Россия нам ближе, чем Китай. Нужно иметь долгосрочные концепции развития отношений с ней", - говорит один из деятелей ВМС, разделяющий пророссийский выбор Елисейского дворца. "Мистраль" в обмен на ужесточение позиции Кремля по поводу иранского ядерного досье? Как бы там ни было, Дмитрий Медведев заявил, будучи в феврале в Париже, что "Мистраль" станет "символом доверия" между двумя странами.

Этот подход разделяют и некоторые американские руководители. Министр обороны США Роберт Гейтс официально заявил о своих сомнениях по поводу продажи "Мистраля" России в ходе своего недавнего визита в Париж. Но также он сказал, что в этом нет проблемы с военной точки зрения, и не настаивал на своей позиции. Генерал Джеймс Джонс (James Jones), советник президента США по национальной безопасности, недавно подтвердил Figaro, что по этому поводу "между Францией и США нет никаких серьезных разногласий". "У нас самих началось активное потепление отношений с Россией. Поэтому я не думаю, что этот вопрос должен вызывать у нас какую-то сильную озабоченность". Генерал Джонс добавил, что ни он, ни президент Обама не поднимали этот вопрос с Николя Саркози. Даже генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно заявил, что считает "успехом" тот факт, что "Мистрали" не смогут служить для нападения на одного из соседей России...

Придя в Белый дом, Обама пообещал "перезагрузить" отношения с Россией. Президентская команда нуждается в Кремле, чтобы продвинуться в деле ядерного разоружения и побудить Москву одобрить ужесточение санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето. За это надо заплатить. И тем, кто платит, может стать Грузия. Диалог с Москвой, кажется, теперь более важен, чем дружба с Тбилиси, где поддержка Вашингтона становится все менее выраженной. Что же до перспективы вступления Грузии в НАТО, то она весьма отдаленна.

Москва остается региональной державой

С этой точки зрения не очень важно, что французам удалось добиться строительства в Сен-Назере всего одного или двух "Мистралей"... Остальные должны будут собираться на "Северной верфи" близ Санкт-Петербурга, принадлежащей российскому миллиардеру Сергею Пугачеву, отцу Александра, нового владельца France Soir... Кажется, все это было решено уже давно, поскольку France Soir говорила об этом уже в одной из статей, опубликованных в номере от 24 сентября 2009 г., еще до выхода ее обновленной версии...

Пока же спорная продажа "Мистраля" напоминает странам этого региона, что в военном отношении Москва остается региональной державой. Покупка французских кораблей также позволит России повысить свой международный авторитет. Мари Мендра предупреждает: "Нехорошо поддерживать иллюзию восстановления российской зоны влияния в соседних с ней странах. Эти страны всегда притягивал Евросоюз, и они знают, что Россия не станет гарантом их безопасности". Наоборот, говорит, она, надо будет "более смело развивать наши отношения с этими странами и разрабатывать долгосрочные концепции в этой области".

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года - после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона , смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв - чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы - целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski . Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома » по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность - очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее - за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия - документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет - обрел статус морской державы.

Проходящий в Санкт-Петербурге Международный военно-морской салон стал источником важнейших новостей в отечественной кораблестроительной отрасли. Представитель командования ВМФ России анонсировал планы по строительству двух вертолётоносцев и одного авианосца.

На замену «Мистралям»

С 2015 года в России не утихают дискуссии по поводу необходимости замены французских вертолётоносцев типа «Мистраль», которые Париж отказался отдавать Москве под предлогом «агрессивной политики Кремля». В результате два корабля-дока без вооружений и вертолётов были переданы Египту.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сохранявшаяся два года интрига разрешилась. Заместитель командующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук подтвердил, что строительство двух УДК «Прибой» вошло в государственную программу вооружения (ГПВ) на 2018—2025 годы.

  • Макет десантного корабля «Прибой»
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов рассказал журналистам, что в ГПВ до 2025 года (которая пока находится в стадии обсуждения) были включены два вертолётоносца. При этом он не уточнил, о каком проекте идёт речь.

28 июня в интервью ТАСС вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарёв сообщил, что корабли типа «Прибой» будут возводиться на мощностях двух петербургских предприятий — «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также на «Севмаше» (Архангельская область).

«Прибой» впервые был представлен на международном форуме «Армия-2015». В Минобороны РФ заявили, что проект может стать альтернативой французским кораблям. «На «Прибое» всё будет отечественным: и десантно-высадочные средства, и авиакрыло, и оружейные системы», — говорилось в сообщении ведомства.

Водоизмещение УДК составит 14 тыс. тонн при осадке 5 метров. Предельная скорость корабля — 20 узлов (крейсерская — 15-16 узлов), дальность плавания — 6 тыс. морских миль (11 тыс. км), автономность похода — 60 суток. Держать противовоздушную оборону «Прибоя» будет зенитный комплекс морского базирования «Панцирь-М».

На палубе «Прибоя» будут размещены до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52K. Также универсальный корабль сможет нести на борту четыре десантных катера проекта 11770М «Серна» и два десантных катера «Мурена» проекта 12061М.

Предполагается, что «Прибой» будет вмещать около 500 десантников и до 60 единиц различной военной техники, включая 20—30 танков. Автором проекта является Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

Возросшая потребность

«Прибой», как и любой другой современный универсальный десантный корабль, будет выполнять самый широкий спектр задач. В условиях современной войны УДК является незаменимым морским транспортом, кораблём управления и средством патрулирования дальней морской и океанской зоны.

Появление двух «Прибоев» значительно усилит экспедиционные возможности ВМФ России. Потребность в дальних боевых походах объективно выросла в связи с началом сирийской операции и созданием новых баз на Дальнем Востоке.

Отечественные УДК должны стать полноценной альтернативой французским вертолётоносцам «Севастополь» и «Владивосток», которые Россия так и не получила от Франции. Между тем в экспертной среде бытует мнение, что двух кораблей подобно класса всё же недостаточно.

  • Корабль-вертолётоносец «Мистраль»
  • Yannick Le Bris / Wikimedia Commons

В середине июня 2015 года начальник департамента Гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов заявил, что России необходимы 6—8 вертолётоносцев. Два года назад Минобороны оценило потребности ВМФ как минимум в четыре «Прибоя», правда, в ведомстве не указали сроки их строительства.

На данный момент известно, что до 2025 года ВМФ получит два УДК. Реализация проекта «Прибой» будет сложной задачей для российских корабелов, которые никогда не строили суда подобного класса. (В советские годы все авианесущие корабли строились на Черноморском заводе в украинском Николаеве. — RT ).

Однако российские верфи получили большой опыт, работая в кооперации с французской корпорацией Chantiers de l’Atlantique, которая строила для ВМФ «Мистрали». Отечественные предприятия выполняли часть сборочных работ, а инженеры имели возможность наблюдать за строительством кораблей на верфях Франции.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT предположил, что на строительство двух «Прибоев» уйдёт не менее 5 лет. Стоимость контракта с ОСК, по его мнению, составит примерно $1 млрд (без учёта вертолетной техники и вооружений).

В целом затраты на отечественные УДК будут сопоставимы с деньгами, которые были выплачены Chantiers de l’Atlantique. Напомним, что французская корпорация получила от Минобороны РФ $1,2 млрд. Вооружение, вертолёты и часть оборудования производились на российских предприятиях — это было одним из ключевых условий контракта.

Чистый авианосец

Помимо вертолётоносцев, обеспечить прочное присутствие ВМФ в акватории Мирового океана призван многоцелевой авианосец проекта 23000 «Шторм». Впервые данный проект был продемонстрирован в закрытом режиме в июле 2013 года. Его разработчиком является Крыловский государственный научно-исследовательский центр (КГНЦ).

В настоящее время Россия обладает одним авианосцем — «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), который был спущен на воду в 1987 году. Однако корабль относится к классу авианесущих крейсеров и не является чистым авианосцем.

Для сравнения: на палубе «Шторма» могут размещаться 80—90 единиц авиатехники, а на палубе «Адмирала Кузнецова» — не более 52 самолётов и вертолётов.

«Шторм» будет значительно превосходить по габаритам авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля составит 90—100 тыс. тонн (против 50—60 тыс. тонн), длина — 330 м (против 270 м), ширина по ватерлинии — 40 м (против 33 м).

Важной особенностью «Шторма» станет атомная энергетическая установка, которая предоставляет судну практически неограниченную автономность передвижения.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов» во время прохода авианосной группы Северного флота России
  • РИА Новости

На «Кузнецове» силовая установка работает на мазуте. С одной стороны, она повышает выживаемость корабля, с другой — негативно влияет на скорость и дальность хода.

На проходящем в Петербурге военно-морском салоне замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство авианосца планируется подписать к концу 2025 года. При этом он не назвал верфи, которые будут участвовать в реализации проекта.

По информации зарубежных СМИ, командование ВМФ России в перспективе рассчитывает получить как минимум два «Шторма». Строительство головного крейсера обойдётся в $6,2 млрд (без учёта авиации и вооружений), второй корабль будет стоить дешевле.

Грандиозная задача

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание, что появление трёх авианесущих кораблей в составе ВМФ потребует строительства боевых кораблей первого и второго ранга (водоизмещением свыше 3 и 4 тыс. тонн).

Эксперт полагает, что сопровождать вертолётоносцы и авианосцы в походах, вероятно, будут эсминцы проекта 23560 «Лидер».

«Для сопровождения одного авианесущего корабля требуется 4-5 фрегатов или корветов и одна подводная лодка. «Лидер» бы эти задачи однозначно решил, но войдёт ли этот проект в ГПВ до 2025 года, пока неясно», — констатировал Мураховский.

Вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что проект эскадренных миноносцев будет разрабатываться на Северном проектно-конструкторское бюро (Петербург). Однако сроки начала производства заместитель командующего ВМФ России не сообщил.

  • Крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

В свою очередь, Виктор Мураховский надеется, что в перспективе ВМФ России обретёт порядка четырёх УДК типа «Прибой», как планировало Минобороны в 2015 году: «Вертолётоносцы важны для РФ в первую очередь для снабжения всем необходимым эксклавов и отдалённых баз. Поэтому нам понадобятся два корабля в Тихом океане и один — на Балтике. И ещё один УДК должен дежурить в Чёрном или Средиземном море».

«Реализация подобных проектов потребует масштабных расходов. Нельзя сбрасывать со счетов стоимость авиакрыла, оборудования, материальные и временные затраты на подготовку лётчиков и моряков. Это грандиозная задача в текущих условиях. Наверное, мы справимся, но делать далеко идущих выводов сегодня я бы не стал», — резюмировал Мураховский.

Для ВМФ России. Первое событие оптимистического характера произошло 1 февраля в маленьком портовом городке Сен-Назер на западе Франции – в этот день на верфи STX France началась нарезка металла для первого универсального десантного корабля-вертолетоносца «Мистраль а-ля рус». Попутно стало известно имя будущего корабля – «Владивосток».
Примечательно, что, несмотря на российско-французский характер соглашения, постройка двух «Мистралей» для ВМФ России де-факто ведется на верфи STX, принадлежащей Южной Корее! Масштабный интернациональный проект, в который втянута добрая половина мира. Общая стоимость контракта, согласно открытым источникам, составила 1,7 миллиарда евро.

Вторая важная новость была озвучена в сентябре: Минобороны России приняло решение провести необычный аукцион. Лот – самый крупный на сегодняшний день десантный корабль ВМФ России, последний БДК проекта 1174 (шифр «Носорог»).

Миллион долларов!

Миллион долларов. Кто больше?

Два миллиона!

Два миллиона раз! Два миллиона два…

И «Митрофан Москаленко» ушел с молотка.

Впрочем, результаты этого фарса известны заранее – «Митрофан Москаленко» не уйдет дороже $2,5 млн. – такова максимальная рыночная стоимость 11 тысяч тонн стальных конструкций корпуса старого корабля. Последний из крупных советских БДК продается по цене обычного металлолома.
На резонный вопрос: Зачем вы это делаете? – у представителей Минобороны нашелся вполне аргументированный ответ:

Минобороны России приняло решение списать и пустить на лом БДК «Митрофан Москаленко» прежде всего из экономических соображений. Его ремонт обошелся бы в сумму, на которую можно построить как минимум два малых артиллерийских корабля. А со стратегической точки зрения его востребованность неочевидна - Россия пока не собирается никуда высаживать морской десант

Все идет как обычно. Казалось бы, какое отношение имеет покупка во Франции сверхсовременного вертолетоносца к трагикомедии с утилизацией старого советского хлама? Источник в Минобороны совершенно прав: учитывая современное состояние ВМФ России и общую геополитическую обстановку в мире, проведение морских десантов возможно лишь в виде совместных операций силами России и стран НАТО. Очевидно, что это противоречит внешнеполитическим интересам России, а, следовательно, десантные корабли ВМФ России не нужны в принципе.

Немаловажен экономический фактор – ремонт старого БДК «Митрофан Москаленко» обойдется, как постройка двух новых малых артиллерийских кораблей… Стоп!
Сравнивать МАК и БДК? Ребята, это звучит так же нелепо, как рекламный слоган: «Купи машину и получи в подарок бейсболку». МАК и «Митрофан Москаленко» - вещи двух разных категорий. 14000-тонный универсальный океанский корабль и 500-тонный прибрежный катер с примитивным вооружением.

Говорите, что ремонт «Москаленко» стоит, как постройка двух новых малых артиллерийских кораблей? Согласно официальным данным, постройка малого артиллерийского корабля «Астрахань» (головной МАК проекта 21630 «Буян») обошлась России в 372 млн. рублей. Или около 10 миллионов, если считать в европейской валюте. Два малых артиллерийских корабля – 20 млн. евро.
Для сравнения: покупка каждого «Мистраля» обошлась России в 800 млн. евро!
Но корректно ли сравнивать между собой устаревшее корыто советской постройки и суперсовременный французский корабль?

Универсальный десантный вертолетоносец-док типа «Мистраль»

Стандартное водоизмещение 16500 тонн.
Полное водоизмещение 21300 тонн.
Длина 199 м, ширина 32 м, осадка 6,3 м.
ГЭУ: три 32-цилинровых корабельных дизель-генератора («Вяртисля», Финляндия).
Движитель: две винторулевые колонки типа «Азипод» («Роллс-Ройс», Великобритания).
Максимальная скорость 18,8 узлов.
Дальность плавания: 10700 морских миль на экономической скорости 15 узлов.

Десантные возможности:
- док-камера, 4 десантных катера типа CTM или 2 быстроходных десантных катера на воздушной подушке типа LCAC;
- полетная палуба, вертолетный ангар, два подъёмника. До 16 единиц крупной авиатехники: боевых, транспортных или многоцелевых вертолетов (зарубежные NH-90, «Тайгер»; отечественные Ка-27, Ка-29, Ка-52 «Аллигатор»).
- «Мистраль» способен принимать на борт танковый батальон – 40 ОБТ «Леклерк» или до 280 единиц грузовиков и легкой бронетехники.
- помещения личного состава рассчитаны на размещения 450 морских пехотинцев (с возможностью кратковременного увеличения до 900 человек).

Оборонительное вооружение: два ЗРК самообороны Simbad (на базе ПЗРК), два автоматических орудия калибра 30 мм.


Dixmude (L9015) в заливе Джунии (Ливан)


«Мистраль» просто очарователен. Автоматизированный «all-electric vessel», требующий минимальной логистической поддержки. Универсальный «демократизатор», способный в экстренном порядке доставить батальон морпехов, снаряжение и технику в любой район Мирового океана. Грузовые рампы, быстроходные катера и вертолеты.

Грандиозный флагманский командный пункт: амфитеатр площадью 900 кв. метров, 160 рабочих мест операторов, спутниковая связь. Эффективное управление флотским соединением или любой общевойсковой десантной операцией.

Оборудованный госпиталь площадью 750 кв. метров c возможностью увеличения по модульному принципу, за счет других помещений корабля. В случае необходимости, здесь может быть обеспечена работа 100 человек медперсонала в 12 операционных.

Самые современные средства обнаружения: трехмерный радар Thales MRR-3D-NG, обеспечивающий контроль воздушной обстановки в радиусе 180 км от борта корабля. Или инфракрасная поисково-прицельная система «Vampir NG», способная засекать и брать на сопровождение низколетящие противокорабельные ракеты и быстроходные катера в любое время суток и при любых погодных условиях.

«Мистраль» действительно классный корабль, настоящий шаг вперед на уровне размещения экипажа и десанта. Новейшая электроника и системы управления, просторная полетная палуба. Вместительные трюма и комфортабельные кубрики. Настоящий десантный вертолетоносец-док ХХI века.

Большой десантный корабль проекта 1174 (шифр «Носорог»)

Стандартное водоизмещение 11 500 тонн;
Полное водоизмещение 14 000 тонн;
Длина 157,5 м, ширина 24 м, осадка 6,7 м.
ГЭУ: две газотурбинные установки М8К (2 х 18 000 л.с.);
Максимальная скорость 21 узел.
Дальность плавания: 7500 морских миль на экономической скорости 14 узлов.

Десантные возможности:

«Носорог» способен принять на борт до 2500 тонн грузов: в носовой части БДК имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12 м, высота около 5 м), в кормовой корабля расположена доковая камера (длина 75 м, ширина 12 м, высота около 10 м) .

БДК обеспечивает транспортировку и высадку мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, БМП, танки, автомобили и т.п.). При отсутствии десантных средств в док-камере, «Носорог» может принять на борт танковое подразделение с 46 основными боевыми танками. Автономность – 15 суток при перевозке 500 десантников или 30 суток при перевозке 250 десантников.

Носовая сходня длиной 32 метра с гидравлическим приводом. Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на необорудованное побережье при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м. По статистике, БДК пр. 1174 может обеспечить высадку с помощью носовой сходни на 17% побережья Мирового океана.

Грузовая рампа для приема и высадки десанта на оборудованный причал.

Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято шесть десантных катеров пр. 1176 (вместимость 1 ОБТ, скорость 10-11 уз.) или три быстроходных десантных катера на воздушной каверне пр. 11770 «Серна» (скорость до 27 узлов при волнении 3 балла).

Авиационное вооружение: две вертолетные площадки с системами дозаправки, на корабле возможно базирование до 4 транспортно-боевых вертолетов Ка-29.
Также, «Носорог» оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море.

Встроенное вооружение:
- ЗРК малой дальности «Оса-М» (боезапас 20 ракет);
- спаренная артиллерийская установка АК-726 калибра 76 мм;
- две батареи зенитных автоматов АК-630;
- две реактивные системы залпового огня А-215 «Град-М» для артиллерийской поддержки десанта.


Монументальный корабль! Хищный «челюсти» носовых ворот, конструктивный дифферент на корму, тяжеловесная развитая надстройка. В общем, настоящий Носорог!

Еще в 1978 году ВМФ Советского Союза получил уникальную морскую технику – не имеющий аналогов универсальный десантный корабль, способный производить высадку подразделений морской пехоты как непосредственно на оборудованный или необорудованный берег, так и без подхода к побережью: плавающую технику – прямо на воду, неплавающую - доставлять к берегу на десантных катерах. В это же время, личный состав десанта мог быть доставлен в любое место на побережье с помощью имевшихся на борту транспортно-боевых вертолетов.

Однако, роль «Носорога» не ограничивалась лишь доставкой и высадкой десанта – при необходимости, корабль мог оказать морпехам солидную огневую поддержку: две установки РСЗО «Град-М» (2 х 40 направляющих калибра 122 мм, время перезарядки – 2 минуты) и носовая 76 мм спаренная артиллерийская система АК-726. Имелся даже собственный ЗРК «Оса-М»!

В отличие от всеми любимого «Мистраля», БДК «Носорог» действительно имеет меньшую автономность и меньшую эффективность при проведении десантных операций на другом краю Земли. Но так ли это было важно? В своё время ВМФ СССР имел морские базы и пункты материально-технического снабжения по всему миру – от Вьетнама и Кубы, до и Сомали. Что касается современного ВМФ России, то нашим морякам явно не придется высаживать десанты во Французской Полинезии - более высокая автономность «Мистраля» останется невостребованной. Другими словами, по дальности плавания и автономности «Мистраль» в российских условиях не имеет никаких преимуществ перед старым БДК проекта 1174.


Грузоподъёмность и вместительность «Мистраля» естественно больше – он в 1,5 раза крупнее «Носорога». Но так ли заметно преимущество французского корабля? Рекламные буклеты заявляют о 120 единицах автомобильной техники на борту советского БДК и 280 единицах техники на борту «Мистраля».
Но, важно понимать, что военный корабль не является средством для перегона поддержанных иномарок из Японии. Идущим в бой десантникам требуется вполне определенная техника – ТАНКИ. Практика показывает, что без поддержки тяжелой бронетехники вступать в бой проблематично и опасно. Десанту обязательно нужен ОБТ.

Сколько же основных боевых танков поместится на борту «Мистраля» и «Носорога»?
Ответ парадоксален: одинаково! В среднем - по одному батальону в составе 40 ОБТ. Похоже, не всякая грузовая палуба на «Мистрале» выдержит вес 50-тонной боевой гусеничной машины. Правда, в этом случае у «Носорога» тоже возникнут неприятности – придется отказаться от десантных катеров, разместив танки в опустевшей док-камере.
(существуют различные пессимистичные предположения, что максимальное число ОБТ на борту «Мистраля» не может превышать 5…13 единиц – танки размещаются на площадке перед док-камерой и непосредственно на борту десантных катеров. Остальные палубы и пандусы французского корабля имеют ограничение по массе бронетехники – не более 32 тонн)

Что касается авиационного вооружения – отечественный БДК, конечно, в чистом проигрыше: в 3 раза меньше посадочных площадок, всего четыре вертолета. Впрочем, какое это имеет значение в реальной жизни? – для настоящей десантной операции требуется в ДЕСЯТКИ раз больше винтокрылых машин. Возьмем в качестве примера Фолклендский конфликт – локальное морское побоище на краю Земли. Тем не менее, в операции было задействовано … 130 британских вертолетов!


У советского десантного корабля есть своё важное преимущество – солидный комплекс встроенного вооружения. Масса , установленного на борту БДК, превышает 100 тонн – «Носорог» со всех сторон ощетинился пусковыми установками ракет и стволами артиллерийских орудий.

Конечно, никто не питает иллюзий по поводу боевых возможностей устаревшего ЗРК «Оса-М» … но что мешает демонтировать комплекс и взамен поставить что-то другое? Например, компактный корабельный ЗРК «Штиль». Не устраивает 26-тонная артиллерийская установка АК-726? Смените её на новую систему А-192 большего калибра. И что мешает установить вместо батареи «металлорезок» АК-630 ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш»?
Наконец, реактивные системы залпового огня «Град». Легендарное оружие даже спустя полвека остается одним из самых смертоносных ракетно-артиллерийских систем и вряд ли нуждается в замене.

Вы скажете, что это очень дорогое предложение, потребуется кардинальная переработка проекта «Носорог»… ну, так что ж, на покупку каждого «Мистраля» планируется потратить 800 млн. евро. Есть уверенность, что половины этой колоссальной суммы хватило бы на модернизацию старого БДК «Носорог».

В результате, мы наблюдаем интересную ситуацию: исходя из реалий ВМФ России, старый советский БДК соответствует своему заморскому конкуренту по большинству из заявленных характеристик. Более того, «Носорог» гораздо предпочтительнее при выполнении основной задачи десантных кораблей – доставке на берег тяжелого снаряжения и бронетехники (все остальное могут сделать обычные контейнеровозы и эсминцы). В отличии от «Мистраля», ему не нужно тратить время на перемещение танков с грузовых палуб на десантные катера с их последующей выгрузкой на побережье. Заполнение док-камеры водой, швартовка катеров… слишком долгая и трудоёмкая операция.


«Носорог» просто подойдёт к берегу, воткнет в песок носовую сходню и высадит технику своим ходом. Пусть вас не пугает статистика, что лишь 17% побережья Мирового океана пригодно для высадки через носовую сходню БДК (подходящий уклон дна, характер грунта и т.п.) – в реальности это означает сотни тысяч километров береговой линии. Подходящее место можно найти всегда.

Впрочем, дело даже не в количестве пушек и танков на борту «Носорога» или «Мистраля». Те статьи по национальной экономике, которые удалось прочесть автору, однозначно свидетельствуют: самое выгодное вложение средств – вложения в собственное производство. Протекционизм, защита отечественного производителя, таможенные барьеры – всё это реальное подтверждение данной теории.

Чтобы избежать нездоровых ассоциаций, заметим, что к «Носорогу» следующий пассаж не относится.
Иногда бывает не важно, что отечественная техника по своим ТТХ уступает зарубежным аналогам – главное, что она построена в России. Отечественные верфи и заводы загружены работой, растет благосостояние населения. Простые, интуитивно понятные выводы.

© 2024 fiboeda.ru -- Бизнес каждый день