Программа учебной дисциплины «Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла. Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции (проблемы, задачи, методы) 1с решение интегрированная логистическая поддержка

Главная / Малый бизнес


В последнее время обращает на себя внимание общее оживление в отечественном оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Перед предприятиями ОПК встают задачи повышения конкурентоспособности продукции и расширения присутствия на отечественных и зарубежных рынках.

В большинстве случаев продукцией предприятий ОПК являются сложные наукоемкие изделия. Примерами таких изделий может служить продукция авиационной и судостроительной отраслей.

Конкурентное преимущество сложных изделий определяется уровнем их технических и эксплуатационных характеристик, допустимым уровнем сервисопригодности и общей стоимостью владения изделием.

Общая стоимость владения изделием включает в себя затраты на приобретение изделия и затраты на его эксплуатацию.

Исторически в отечественном ОПК при создании сложных изделий наиболее значимыми признавались технические и эксплуатационные характеристики изделий. Такой подход в большинстве случаев приводил к выпуску высококачественных по своим техническим и эксплуатационным характеристикам изделий, но при этом далеко не всегда общая стоимость владения такими изделиями являлись оптимальными.

В ходе жизненного цикла изделия (ЖЦИ) укрупненно можно выделить стадию проектирования изделия, стадию серийного производства изделия, а также стадию эксплуатации изделия.

Нередко послепродажное обслуживание (ППО) изделия выполняется производителем. Производителю важно понимать затраты на ППО изделия. Производитель изделия включает затраты на разработку и производство изделия в его цену, а затраты на ППО изделия – в затраты на его эксплуатацию.

Заказчику, приобретающему сложные изделия, важно понимать не только затраты на приобретение изделия, но и общую стоимость владения изделием. Ведь для сложных наукоемких изделий 60-80% от общей стоимости их владения формируется на стадии эксплуатации.

Рисунок 1 Затраты на изделие

За рубежом во второй половине двадцатого века получила активное развитие методология интегрированной логистической поддержки (ИЛП).
Основной проблемой, решением которой занимаются участники ИЛП, является нахождение оптимального баланса между техническими и эксплуатационными характеристиками изделия с одной стороны и экономическими стоимостными показателями деятельности в рамках эксплуатации и ППО изделия с другой стороны.

Реализация управления эксплуатацией и ППО в соответствии с методологией ИЛП является важнейшим фактором конкурентного преимущества. Российские производители только сейчас подошли к пониманию необходимости применения ИЛП. Перед ними стоит задача поиска своих адекватных форм организации, технологии и ИТ-решений для проведения ИЛП.

В настоящей статье рассматриваются:

  • содержание методологии ИЛП;
  • применение ИТ в управлении ИЛП;
  • сдерживающие факторы развития ИЛП, не связанные с ИТ.

ИЛП – это совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий (ИТ), ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием .

В контексте задач ИЛП принято рассматривать показатель поддерживаемости изделия .

Поддерживаемость – это свойство изделия и системы его технической эксплуатации, отражающее связь между коэффициентом готовности изделия и затратами, необходимыми для достижения требуемых значений коэффициента готовности .

Методологической основой для проведения ИЛП может служить зарубежная и отечественная практика, представленная в документации .
ИЛП сложного изделия, как правило, включает в себя виды деятельности , которые можно разделить на ключевые и периферийные.
К ключевым видам деятельности можно отнести:

  • анализ логистической поддержки;
  • планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) изделия;
  • планирование и управление материально-техническим обеспечением (МТО);
  • разработку и сопровождение эксплуатационной и ремонтной документации.

К периферийным видам деятельности можно отнести:

  • обеспечение заказчика специальным, вспомогательным и измерительным оборудованием, необходимым для эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;
  • планирование и организацию обучения персонала, в том числе разработку технических средств обучения;
  • поддержку программного обеспечения и вычислительных средств;
  • планирование и организацию процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортировки изделия;
  • разработку инфраструктуры системы технической эксплуатации;
  • мониторинг технического состояния изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания.
  • планирование и организация процессов утилизации изделия и его составных частей.

Методология ИЛП предлагает комплексный подход для управления эксплуатацией и ППО изделия. В рамках такого подхода ИЛП как методология определяет:

  • предмет и задачи управления эксплуатацией и ППО;
  • связь с задачами других областей управления;
  • роли организаций – участников;
  • организационные принципы их взаимодействия;
  • состав методологий и стандартов, регламентирующих их скоординированную деятельность;
  • состав критериев оценки их деятельности;
  • принципы и формы обмена информацией участников кооперации.

Методология ИЛП отвечает на вопросы, как правильно следует организовать эксплуатацию и ППО изделия с учетом того, что такого рода деятельностью обычно занимается большая кооперация организаций.

Для получения конкурентных преимуществ на этапе эксплуатации изделия в соответствии с методологией ИЛП решение в части ППО рекомендуется закладывать на всех стадиях ЖЦИ. Это означает, что большинство решений относительно способов и методов эксплуатации и ППО изделия должно быть принято уже на стадии проектирования изделия, а кооперация в рамках ИЛП должна включать в себя не только организации – участники стадии эксплуатации изделия, но и участников стадий проектирования и производства.


Рисунок 2 Место ИЛП в ЖЦИ

Роль ИТ в управлении ИЛП

Реализация управления эксплуатацией и ППО на принципах ИЛП принципиально не возможна без использования информационных технологий (ИТ). Методология ИЛП была сформирована в период, когда ИТ уже были развиты на достаточно высоком уровне. Использование ИТ в рамках ИЛП изначально позиционировалось как необходимое условие эффективного ведения деятельности в рамках ИЛП.

В настоящее время в области ИТ-поддержки всех видов деятельности в рамках ИЛП существует мировая практика, но нет готовых решений. Крупные мировые производители используют свои наработанные годами решения в области организации, технологии и ИТ-поддержки ИЛП.

Для эффективного ведения всех видов деятельности, предусмотренных в рамках ИЛП, необходимо сформировать информационное пространство (ИП) ИЛП, в котором будет храниться вся необходимая для осуществления ИЛП информация.

Формирование информационного пространства ИЛП

Для формирования облика ИП ИЛП можно выделить основные объекты управления, информация о которых должна храниться в ИП ИЛП, а также базы данных для их хранения.

Следует выделить следующие типы объектов управления:

  • составы изделия и электронный макет изделия;
  • эксплуатационная документация;
  • данные анализа логистической поддержки (АЛП);
  • нормативно-справочная информация (НСИ).

Под составом изделия понимается структура связанных компонентов и их атрибутов, определяющих изделие на определенной стадии ЖЦИ.
Электронный макет изделия - это электронная модель изделия, описывающая его внешнюю форму и размеры, позволяющая полностью или частично оценить его взаимодействие с элементами производственного и/или эксплуатационного окружения, служащая для принятия решений при разработке изделия и процессов его изготовления и использования .

Электронная эксплуатационная документация - это совокупность (комплект) эксплуатационных документов, выполненных в электронной форме, в том числе в виде интерактивных электронных документов .

НСИ – это условно-постоянная часть всей используемой информации. В ходе деятельности в рамках ИЛП можно выделить следующие типы НСИ:

  • товарно-материальные ценности (ТМЦ);
  • договоры;
  • контрагенты;
  • производственное и эксплуатационное оборудование;
  • персонал;
    структурные подразделения.

Базы данных ИЛП служат для хранения обозначенных выше объектов управления.

Можно выделить следующие типы баз данных:

  • база данных об изделии;
  • база данных АЛП;
  • общая база данных эксплуатационной документации (ОБДЭ);
  • база данных эксплуатации изделия.

База данных об изделии выполняет системообразующие функции по отношению ко всем процессам и процедурам ИЛП. Она может содержать составы и ЭМИ со всей сопутствующей информацией, а также обозначенную выше НСИ.

База данных АЛП содержит информацию, получаемую и используемую в процессе АЛП изделия (исходные данные и результаты АЛП).
ОБДЭ представляет собой базу данных интерактивных электронных технических руководств. ОБДЭ может содержать текстовую и графическую информацию, а также данные в мультимедийной форме.

База данных эксплуатации изделия (БДЭ) представляет собой базу данных, содержащую информацию о фактическом использовании и функционировании изделия, получаемую от эксплуатантов.

Все базы данных должны находиться в постоянном взаимодействии. Системообразующими объектами управления должны выступать составы изделия.


Рисунок 3 Базы данных ИЛП

Управление информационным пространством ИЛП

Для управления ИП ИЛП необходимо использовать целую группу информационных систем (ИС) различных классов.
На основании проведенного в предыдущих подразделах анализа требующихся классов ИС для всех видов деятельности в рамках ИЛП, можно сформировать полный состав ЕИП ИЛП.

Для автоматизации всех видов деятельности в рамках ИЛП в состав ИП ИЛП необходимо включить ИС следующих классов:

  • PLM и CAD-системы;
  • системы для проведения АЛП;
  • системы управления стоимостью изделия;
  • системы класса PMS;
  • системы управления требованиями;
  • системы класса ERP;
  • системы класса MRO;
  • системы класса MPM;
  • системы класса HR;
  • системы класса ECM;
  • системы класса LMS;
  • системы сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании.

Product Lifecycle Management (PLM) система – система управления ЖЦИ. PLM-система обеспечивает хранение и управление инженерной информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего ЖЦИ.

Computer Aided Design (CAD) система – система автоматизированного проектирования (САПР). CAD – система является основным средством разработки и управления ЭМИ.

При наличии у пользователей PLM и CAD систем в большинстве случаев управление ЭМИ, созданным в CAD системе, ведется средствами PLM системы. PLM система выступает как средство централизованного управления составами изделия и ЭМИ с учетом их взаимосвязей.

Система для проведения АЛП является средством управления и анализа данных, хранящихся в базе данных АЛП.

Система управления стоимостью изделия позволяет автоматизировать процессы оценки стоимости изделия на этапах его разработки и производства, а также процессы оценки стоимости владения изделием на этапе его эксплуатации.

Система управления проектами (Project Management System (PMS)) позволяет автоматизировать проектную деятельность, в том числе связанную с проектами, сопутствующими ЖЦИ.

Система управления требованиями позволяют оптимизировать обмен информацией о требованиях, проверку их выполнения и организовать совместную работу по управлению требованиями в масштабах кооперации организаций и отдельных проектов. В контексте деятельности в рамках ИЛП управление требованиями в первую очередь сводится управлению требованиями к изделию на разных стадиях ЖЦИ.
Enterprise Resource Planning (ERP) система предназначена для автоматизации управления ресурсами организации.

Maintenance, Repair and Overhaul (MRO) система предназначена для автоматизации процессов планирования, управления и учета деятельности, связанной с ТОиР и ППО изделий.

Manufacturing Process Management (MPM) система предназначена для управления производственными процессами. В контексте деятельности в рамках ИЛП MPM система может использоваться для работы с данными о технологической подготовке производства, связанных с определением потребностей в логистических ресурсах в ходе АЛП, а также при разработке инфраструктуры системы технической эксплуатации.
Human Resources Management (HR) система предназначена для автоматизации процессов, связанных с управлением человеческими ресурсами, в том числе задействованными в ходе деятельности в рамках ИЛП.

Enterprise Content Management (ECM) система используется для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом . В контексте деятельности в рамках ИЛП наиболее применимы ECM-системы, ориентированные на разработку, управление и публикацию эксплуатационной документации.

Learning Management System (LMS) – это система управления обучением. LMS система предназначена для разработки, управления и распространения учебных материалов, в том числе используемых в ходе деятельности в рамках ИЛП.

К специализированным системам сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании относятся системы сбора и анализа данных об отказах и неисправностях изделия, а также других данных, сбор и анализ которых требуется для выполнения деятельности в рамках ИЛП и в частности для выполнения АЛП.

Отраслевой пример ИП ИЛП

В России наиболее развитой и проработанной экспертизой в части ИЛП обладают предприятия авиационной отрасли.

После проведения анализа присутствующих на российском рынке ИС обозначенных выше классов, необходимых для формирования ИП ИЛП, был сформирован отраслевой пример ИП ИЛП. Для каждого определенного выше класса ИС было выбрано соответствующее ИТ-решение отдельного вендора. Критериями выбора ИС являлся анализ функциональности ИС, а также разумная минимизация количества используемых решений, учитывая, что ряд решений может выполнять функции систем нескольких различных классов одновременно.

Пример реализации комплексного решения на основе продуктов выбранных вендоров демонстрирует возможность построения подобного отраслевого решения, но не является анализом полноты разнообразия классов ИТ-решений и их реализации у различных вендоров.

Таблица 1
Пример состава ЕИП ИЛП для предприятия авиационной отрасли

Класс ИС

ИС (вендор)

PLM система

CAD система

NX (Siemens PLM Software)

Система для проведения АЛП

RAM Commander (A.L.D.)
FRACAS FavoWeb (A.L.D.)

Система управления стоимостью изделия

PMS система

Oracle Primavera (Oracle)
+

Система управления требованиями

IBM Rational DOORS (IBM)
+
Teamcenter (Siemens PLM Software)

ERP система

Oracle E-Business Suite ERP (Oracle)

MRO система

Oracle cMRO (Oracle)
+

MPM система

Tecnomatix (Siemens PLM Software)
+
Temcenter (Siemens PLM Software)

HR система

Oracle Управление персоналом (Oracle)

ECM система

Teamcenter (Siemens PLM Software)
+
Cortona3D Rapid AuthorS (Parallel Graphics)

LMS система

Moodle (Moodle)
+
Oracle Управление персоналом (Oracle)

Система сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании.

Специализированные системы для изделия

Особенности характера информационного обмена между ИЛП и смежными областями деятельности

Качество выстроенных взаимосвязей между ИЛП и смежными областями деятельности в том числе может характеризоваться уровнем возможностей информационного обмена между ними. Инструментами, обеспечивающими организацию необходимого информационного обмена, могут являться обозначенные выше ИС соответствующих классов.

ИП ИЛП и ИП смежных областей деятельности должны быть выстроены на принципах максимально возможного использования единых ИС. В этом случае единые ИС будут одновременно входить как в ИП ИЛП, так и в ИП смежных областей деятельности и выступать в роли интеграционных узлов, обеспечивающих необходимый информационный обмен между ИЛП и смежными областями деятельности.

Уровень развития смежных с ИЛП областей деятельности может характеризоваться: способностью формирования необходимых типов данных, наличием необходимых инструментов для хранения и управления этими данными с обеспечением их актуальности, достоверности, непротиворечивости, доступности и защищенности. Качество выстроенных взаимосвязей между ИЛП и смежными областями может характеризоваться уровнем возможностей информационного обмена между ними.

Наибольшее влияние на эффективность проведения ИЛП оказывают следующие смежные области:

  • управление проектированием;
  • управление производством;
  • управление закупками и запасами;
  • управление ТОиР основных средств;
  • управление персоналом.

Так, например, в ходе выполнения деятельности управление проектирование м должны формироваться различные типы составов изделия, а также ЭМИ. Должна быть обеспечена возможность передачи этих сформированных составов изделия в информационное пространство (ИП) ИЛП.

В ИП управление проектированием должна быть обеспечена возможность приема из ИП ИЛП запросов на проведение инженерных изменений, а также приема данных о результатах АЛП.

Сдерживающие факторы развития ИЛП, не связанные с ИТ

Использование ИТ для ИЛП является необходимым, но не достаточным условием для достижения максимальной эффективности проведения ИЛП. Существует ряд сдерживающих факторов развития ИЛП, не связанных с ИТ, а в большей степени относящимся к вопросам организационного развития и взаимодействия.
К таким факторам следует отнести:

Для организации эффективного проведения ИЛП можно сформировать следующие требования:

  • ППО изделия должно проводиться под управлением производителя изделия;
  • проектные и производственные решения должны формироваться с учетом условий ППО;
  • мотивация персонала должна быть ориентирована на критерии эффективности ППО;
  • должен быть организован обмен данных в рамках кооперации на основе отраслевых каталогизированных справочников ТМЦ;
  • должны быть приняты отраслевые стандарты в области ИЛП;
  • необходимо разумно минимизировать использование бумажных технологий;
  • должен быть создан корпоративный центр ответственности по ИЛП.

По итогам проведенного анализа можно отметить, что:

  • управление ППО на базе ИЛП – это ИТ ориентированная задача, которая принципиально не может быть решена без использования ИТ;
  • уровень развития представленных на российском рынке ИТ систем позволяет создавать решения, обеспечивающие информационную поддержку ППО в рамках подхода ИЛП;
  • на российском рынке представлено множество адаптированных под российских заказчиков ИТ систем отечественных и зарубежных вендоров, которые могут использоваться для решения отдельных задач в рамках ИЛП, необходимо найти оптимальное сочетание этих систем для решения задач ИЛП;
  • ключевыми ограничительными факторами реализации ППО на базе ИЛП являются не ИТ, а организационные решения на уровне отрасли:
    • узость и нестабильность кооперации организаций, участвующих в эксплуатации и управлении ППО;
    • неразвитость отраслевой и корпоративной стандартизации в этой области;
    • отсутствие необходимого уровня учета условий ППО при формировании проектных и производственных решений;
    • недостаточная ориентированность мотивации персонала на критерии эффективности ППО;
    • недостаточно широкое применение электронных технологий;
    • отсутствие корпоративного центра ответственности по ИЛП.
  • последние тенденции в организационных решениях в области ОПК направлены на выстраивание более тесного и эффективного взаимодействия между кооперацией организаций, участвующих в разработке, производстве, эксплуатации и управлении ППО изделий для повышения эффективности реализации ППО на базе ИЛП.
  • с учетом того, что ИЛП является интегрирующей задачей, дополнительным ограничительным фактором является слабое развитие смежных с ИЛП областей деятельности в российских компаниях;
  • за последние годы значительно выросла адаптированная для России нормативная и методологическая база ИЛП, формализованная в виде соответствующей выпущенной документации на русском языке.

Несмотря на ряд существующих ограничительных факторов в современных условиях в России создана благоприятная обстановка для развития направления ИЛП в различных отраслях, связанных с разработкой сложных изделий. Необходимым условием эффективного развития этого направления является соблюдение всех принципов и подходов, представленных в методологии ИЛП.

Автор выражает искреннюю благодарность своему дипломному руководителю Владимиру Игоревичу Ананьину, высказавшему по теме статьи и дипломной работы много глубоких идей и ценных замечаний, которые оказали существенное влияние на состав, структуру и стиль изложения подготовленных автором работ.

  • ГОСТ 2.052 - 2006 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения. Межгосударственный стандарт – М.: 2006. – 14 с.
  • ГОСТ Р 53392 - 2009. Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2010. – 21 с.
  • ГОСТ Р 53393 - 2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2010. – 17 с.
  • ГОСТ Р 53394 - 2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: 2010. – 28 с.
  • ГОСТ Р 54087 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка. Контроль качества и приемка электронной эксплуатационной и ремонтной документации. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 12 с.
  • ГОСТ Р 54088 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Интерактивные электронные эксплуатационные и ремонтные документы. Основные положения и общие требования. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 32 с.
  • ГОСТ Р 54089 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Электронное дело изделия. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2013. – 16 с.
  • ГОСТ Р 54090 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Перечни и каталоги предметов поставки. Основные положения и общие требования. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 28 с.
  • Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения /Е.В.Судов, А.И.Левин, А.В.Петров, Е.В.Чубарова - М.: ООО «Издательский дом ИнформБюро», 2006. – 232 с.
  • S1000D International specification for technical publications utilizing a common source database. Международная спецификация на технические публикации, выполняемые на основе общей базы данных.
  • S2000M International specification for materiel management. Международная спецификация по управлению материальной частью.
  • S3000L International procedure specification for logistics support analysis. Международная спецификация по анализу логистической поддержки.
  • S4000M International specification for developing scheduled maintenance programs. Международная спецификация по разработке программ планового технического обслуживания.
  • Def Stan 00-60 Integrated Logistic Support. Интегрированная логистическая поддержка.

Определение в западной терминологии дефиниции ИЛП связано с существенным изменением требований предъявляемых к надежности сложной техники: для сложной НП нуждающейся в ремонтном обслуживании и имеющей длительный срок использования затраты возникающие на этапе эксплуатации как правило в несколько раз превышают затраты на приобретение изделия. Поэтому создание и внедрение систем ИЛП в первую очередь было связано с поддержкой ЖЦ объектов сложной техники на этапе эксплуатации и их главные задачи заключаются в предотвращении неоправданных...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Бром А.Е., Колобов А.А.

МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

Проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности российского промышленного производства на фоне нестабильной экономической и политической ситуации на мировых рынках требуют коренного пересмотра существующих парадигм управления субъектами хозяйственной деятельности на макро- и микроэкономических уровнях.

Концептуальной базой обновления системы управления должна стать инженерная экономика – концепция, интегрирующая основы экономических и инженерных наук в методологию организационно-экономического и технического развития высокотехнологичного производства.

Для предприятий, производящих сложные наукоемкие изделия, в том числе объекты военного и двойного назначения, инженерная экономика обеспечит инновационную деятельность и внедрение новых технологий, эффективность производства и конкурентный уровень отечественной продукции с учетом международных стандартов качества.

В основе инженерной экономики лежит комплексное рассмотрение и автоматизация процессов жизненного цикла (ЖЦ) наукоемкой продукции (НП) – разработки, проектирования, производства, поставки, эксплуатации и утилизации НП, интегрирование их в единую информационно-логистическую систему.

Для успешной производственной деятельности необходимо информационное взаимодействие не только на уровне автоматизированных систем, но и между изготовителями и потребителями продукции, так как целью промышленного производства является создание изделий требуемого уровня надежности и ремонтопригодности, эффективных в эксплуатации и удобных в обслуживании.

На основе многолетнего опыта эксплуатации сложных технических систем в западных странах в начале XXI в. стала складываться концепция интегрированной логистической поддержки (ИЛП) продукции, являющейся важной составной частью CALS -технологий. Определение в западной терминологии дефиниции «ИЛП» связано с существенным изменением требований, предъявляемых к надежности сложной техники: для сложной НП, нуждающейся в ремонтном обслуживании и имеющей длительный срок использования, затраты, возникающие на этапе эксплуатации, как правило, в несколько раз превышают затраты на приобретение изделия. Поэтому создание и внедрение систем ИЛП в первую очередь было связано с поддержкой ЖЦ объектов сложной техники на этапе эксплуатации, и их главные задачи заключаются в предотвращении неоправданных потерь времени и ресурсов различного вида в процессе организации взаимодействия участников ЖЦ НП.

Система ИЛП представляет информационно-организационное сопровождение ЖЦ изделия, т. е. физически реализуется через интеграцию информационных потоков, выполняемых процессов и соответствующих компьютерных систем участников ЖЦ 1 .

Отметим, что на данный момент в России системы ИЛП находятся на стадии разработки и законченных решений в этой области нет. Трудности с созданием и внедрением глобальных логистических систем, объединяющих множество процессов и участников ЖЦ продукции, напрямую обусловлены с практикуемым до сих пор в России подходом, когда логистическое управление разбито на отдельные подпроцессы: логистика запасов, транспорта, информационная логистика и т. п. Поэтому и возникают большие трудности при попытках синтеза отдельных логистических процессов (даже уже эффективно управляемых с точки зрения выполнения принятых в логистике критериев: времени, снижения издержек, качества) в единую эффективную систему управления предприятием.

Современное промышленное производство, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, – это объединение множества предприятий в многоконтурные цепи поставок. Поэтому в мире последние десятилетия не практикуется такой узкий и частный подход к логистике отдельных процессов в сфере управления производством НП.

Современная логистика сейчас – это универсальная теория эффективной организации производственно-коммерческой деятельности, интегрирующая целый ряд фундаментальных и прикладных наук в экономических и технических областях знаний. В сфере наукоемкого и высокотехнологичного производства объектом логистики являются все процессы ЖЦ НП от проектирования и конструирования до утилизации, а предметом – организация и оптимизация соответствующих потоков в рамках единого информационного пространства на основе современных информационных систем и технологий.

Конечной целью любой логистической системы является своевременное удовлетворение потребностей. Но поскольку особенности будущего спроса потребителей объектов сложной техники являются неизвестными по определению, то это делает планирование производства и поставок материалах, комплектующих изделиях и запасных частях (МКЗ) более трудным и рискованным.

Одна из основных причин, по которой любая эксплуатирующая сложную технику организация имеет резервный запас МКЗ, заключается в существовании неопределенности относительно будущего спроса. Кроме того, при поставке одновременно с объектом техники элементы МКЗ рассчитываются по одной цене, а при удовлетворении потребности в них на этапе эксплуатации (особенно при окончании гарантийного срока) цена гораздо выше, что связано с необходимостью повторного запуска производства.

Даже на самых современных объектах техники случаются непредвиденные поломки и аварии. Современные технические возможности позволяют осуществить ремонт и восстановить утраченную работоспособность практически для любых отказов (кроме особых случаев, например, при гибели изделия в результате катастрофы). Но по какой бы причине не произошел бы отказ, для эксплуатанта в первую очередь имеет значение показатели готовности объекта техники, зависящие от возможности замены отказавшего узла. Главный вопрос стоит о временных и материальных затратах на проведение ремонта и обеспечение соответствующими МКЗ. Поэтому для объектов сложной техники всегда было необходимо тщательное определение спроса на МКЗ для всего ЖЦ.

В мире высоких технологий не только вводятся в эксплуатацию новейшие сложные технические системы, но и стремятся применять современные формы их эксплуатации на основе внедрения систем радиочастотной идентификации (RFID ), средств диагностики, мониторинга и контроля фактического состояния составляющих элементов и объекта в целом.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦ НП становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦ НП позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 1). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 1. Система ИЛП в реальном времени

Кроме этого, внедрение систем радиочастотного кодирования и автоматизированного считывания информации позволяет осуществлять прогнозирующий мониторинг индивидуального состояния объектов, что является самым прогрессивным подходом к обеспечению эксплуатационной надежности сложной техники.

Чтобы обеспечить высокую скорость прохождения информации о фактическом состоянии изделия и формирования ответной реакции элементами таких систем, необходима эффективная организация взаимодействия участников ЖЦ в режиме реального времени в информационной среде системы ИЛП ЖЦ НП.

В России уже имеются разработки отечественных тест-систем радиочастотной идентификации, например, отслеживающих движение и состояние узлов и комплектующих частей авиационной техники, датчики контроля и индивидуальной оценки технического состояния турбоагрегатов. Для этого на ведущие звенья объекта устанавливаются датчики, контролирующие определенные (наиболее важные) параметры данного звена. Данная информация поступает на общий пульт, где анализируется и затем производится расчет возможности продолжения работы или необходимой остановки, т. е. составляется стратегия эксплуатации объекта. Данный метод является наиболее экономичным как в отношении материальных и нематериальных средств, так и позволяет диагностировать сложные технические системы, диагностика которых неразрушающими методами невозможна.

Кроме этого немаловажного обстоятельства, внедрение средств оперативной диагностики состояния оборудования позволяет выстроить систему ИЛП ЖЦ НП, основанную на интенсивности эксплуатации объектов техники в реальном времени. Такая система ИЛП позволит выбирать стратегии эксплуатации техники и соответствующие виды технического обслуживания, их параметры (периодичность, нормативы), до минимума снижая издержки эксплуатации на обслуживание и ремонт объектов 2 .

Будет достигаться колоссальная экономия средств на производство и хранение МКЗ для проведения необходимого технического обслуживания: информация об интенсивности эксплуатации техники в реальном времени поступает в информационно-управляющую систему производителя и программа выпуска МКЗ к технике постоянно корректируется в соответствии с реальной нагрузкой и фактической наработкой.

Таким образом, переход к системам ИЛП ЖЦ, включающим в себя программный модуль в реальном времени, позволяет встроить в рамки стратегического управления производством контур оперативного управления, реализующий постоянную корректировку и приближение к оптимальной траектории управления предприятием.

Обеспечить эффективную организацию, реактивность и синхронизацию ключевых процессов ЖЦ в едином информационном пространстве возможно только на основе единых информационных каналов. Внедрение прогрессивных информационных технологий дает возможность «видеть» фактический спрос конечных потребителей в режиме реального времени.

Преимущества систем ИЛП ЖЦ теперь определяются качеством организации и управления информационными потоками, идущими от точки возникновения потребности в продукте через все звенья и этапы ЖЦ НП. Но необходимо сказать, что внедрение информационных систем и технологий без изменения подходов к управлению и организации производства не принесут положительного экономического эффекта.

Поскольку все ведущие зарубежные компании в настоящее время уже работают по принципам ИЛП ЖЦ, задержка с внедрением современных управленческих технологий на российских предприятиях может привести к полной потере ими конкурентоспособности как на мировом, так и на внутреннем российском рынке. Предстоящие годы станут своеобразным рубежом для отечественной промышленности, после которого Россия или сможет стать высокотехнологичной страной, или безвозвратно скатится к сборочному производству и производству относительно несложных – для XXI в. – комплектующих к зарубежным изделиям машиностроения.

Уровень эффективности наукоемких предприятий будет определяться, в первую очередь, не их оснащенностью современными средствами производства, а способностью работать в той системе управления, которая обеспечивает открытое взаимодействие партнеров, моделирование бизнеса и реализацию прикладных технологий в единой электронной среде. Иначе говоря – способностью эффективно работать в информационной системе управления логистическими процессами и ресурсами наукоемкого производства. Центральное место в обновленных системах управления ЖЦ должна занять инженерная экономика, призванная стать эффективным инструментом самораскручивания и обновления наукоемкого производства.

1 Бром А.Е. Об интегрированной логистической поддержке жизненного цикла наукоемкой продукции // Логистика. 2008. № 1. C. 16-20.

2 Бром А.Е., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Интегрированная логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции / Под ред. А.А. Колобова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20177. Анализ жизненного цикла продукции 190.29 KB
Данная тема является особенно актуальной в современное время, так как жизненный цикл продукции имеет большое значение. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла
2189. Понятие жизненного цикла ПО 185.18 KB
Процессы жизненного цикла ПО по ISO 12207 Основные процессы Поддерживающие процессы Организационные процессы Адаптация Приобретение ПО; Передача ПО в использование; Разработка ПО; Эксплуатация ПО; Поддержка ПО Документирование; Управление конфигурациями; Обеспечение качества; Верификация; Валидация; Совместные экспертизы; Аудит; Разрешение проблем Управление проектом; Управление инфраструктурой; Усовершенствование процессов; Управление персоналом Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта Процессы строятся из...
356. Основные процессы жизненного цикла 11.91 KB
Основные процессы жизненного цикла Приобретение Процесс приобретения как его называют в ГОСТ – “заказа†определяет работы и задачи заказчика приобретающего программное обеспечение или услуги связанные с ПО на основе контрактных отношений. Процесс приобретения состоит из следующих работ названия ГОСТ 12207 даны в скобках если предлагают другой перевод названий работ оригинального стандарта: Initittion – инициирование подготовка Requestforproposl preprtion – подготовка запроса на предложение подготовка заявки на подряд...
358. Определения аппаратно-программного средства и его жизненного цикла 28.92 KB
Существует общее соглашение о выделении четырех обобщенных фаз жизненного цикла в скобках приведены используемые в различных источниках альтернативные термины: концепция инициация идентификация отбор определение анализ выполнение практическая реализация или внедрение производство и развертывание проектирование или конструирование сдача в эксплуатацию инсталляция тестирование и т. Модель или парадигма жизненного цикла определяет концептуальный взгляд на организацию жизненного цикла и часто основные фазы жизненного цикла и...
16247. Стратегический выбор компании с учетом этапа ее жизненного цикла 26.41 KB
В условиях рыночной экономики выступая на рынке самостоятельным субъектом хозяйствования компании должны обладать определенной устойчивостью функционирования и развития. Учитывая сложную экономическую ситуацию вызванную мировым финансовым кризисом устойчивость функционирования и развития компании приобретает большое значение. Обладая данной информацией о развитии компании руководитель имеет возможность прогнозировать различные кризисные явления которые...
11702. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 240.15 KB
Изучить взгляды различных авторов на теорию управления персоналом и жизненных циклов организации; Подробно проанализировать специфику управленческой деятельности на каждом из этапов; Проанализировать управление кадрами на современном этапе ЗАО «ОБД»; Предложить пути совершенствования системы управления персоналом в ЗАО «ОБД».
357. Модели жизненного цикла аппаратно-программного средства (АПС), их достоинства и недостатки 192.04 KB
Модели жизненного цикла Наиболее часто говорят о следующих моделях жизненного цикла: Каскадная водопадная или последовательная Итеративная и инкрементальная – эволюционная гибридная смешанная Спиральная spirl или модель Боэма Легко обнаружить что в разное время и в разных источниках приводится разный список моделей и их интерпретация. Например ранее инкрементальная модель понималась как построение системы в виде последовательности сборок релизов определенной в соответствии с заранее подготовленным планом и заданными уже...
17473. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции. Управление качеством продукции 31.86 KB
Управление качеством продукции Общая теория управления и управления качеством Универсальная схема управления качеством продукции. Категория управления качеством продукции. Органы управления качеством продукции.
5007. Процесс переживания жизненного кризиса в период с 27 до 32 лет 68.68 KB
Процесс развития продолжается на протяжении всей жизни как в детском так и во взрослом зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы успехи и неудачи самопознание и самосовершенствование поиски смысла жизни и пути их достижения надежды и разочарования конфликты и их разрешение в семье на работе в межличностных отношениях. В процессе переживания кризиса происходит изменение отношения к жизни взглядов...
883. Цены реализации сельскохозяйственной продукции (по видам продукции) 83.82 KB
Цены реализации сельскохозяйственной продукции по видам продукции. Влияние цены реализации на финансовые результаты деятельности предприятия. Введение В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс...

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП). ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств.

Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support). Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Этот стандарт является “зонтичным” по отношению к различным аспектам ИЛП. Регламентируя основные требования, он в свою очередь, определяет возможности использования международных, национальных, военных стандартов и спецификаций:

· AECMA 1000D - International specification for technical publications utilizing a Common Source Data Base - Международная спецификация требований к техническим руководствам, выполняемым с использованием общей базы данных. Спецификация разработана Европейской ассоциацией аэрокосмической промышленности (the European Association of Aerospace Industries - AECMA). В спецификации изложена технология работ по подготовке и сопровождению эксплуатационной технической документации AECMA Specification 2000M.

· International Specification for Materiel Management Integrated Data Processing for Military Equipment - Международная спецификация по информационной поддержке процессов управления ресурсами для военной техники. Разработана в АЕСМА.

· MIL-HDBK-502 Acquisition Logistics - Управление ресурсами в ходе жизненного цикла продукта. Под ресурсами понимается все типы материальных и информационных ресурсов, используемых на различных стадиях ЖЦ.

· MIL-PRF-49506 Logistics Management Information - Данная спецификация описывает требования к форматам представления данных о продукте, необходимых для использования системами управления ресурсами.

· MIL-STD-974 Contractor Integrated Technical Information Service (CITIS) – Определяет требования к интегрированной системе информационно-технического обслуживания исполнителей заказов (состав информации, права доступа), функциями которой являются совместное ведение контрактов и предоставление доступа к информации о контрактах.

· «Integrated Logistic Support» (он практически стал международным). На нормы стандарта DEF STAN 00-60 иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий.


Учитывая «NATO CALS Handbook», стандарт США MIL –STD-1388, требования авиационной спецификации AECMA 1000D можно выявить основное содержание проблемы ИЛП и сформулировать связанные с ней задачи.

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) включает в себя следующие процедуры (рис.20.):

- логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

· к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

· к вспомогательному и испытательному оборудованию;

· к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

· к системе и средствам обучения;

· к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т.д.;

· к организации хранения, транспортировки, упаковки и т.д.

- планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

- разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

- интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в т.ч.:

· определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

· кодификация предметов поставки;

· планирование поставок изделий;

· управление заказами на поставку предметов снабжения;

· управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

В ходе ЛА решаются следующие основные задачи:

· формирование требований к проекту и к системе поддержки на основе сравнения с существующими аналогами;

· корректировка проектных решений, направленная на обеспечение эффективной эксплуатации.

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) - совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла (ГОСТ Р 53393).

Техническая эксплуатация (ТЭ) - это часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия.

Система технической эксплуатации (СТЭ) - совокупность взаимосвязанных объектов технической эксплуатации (финальное изделие, комплекс, образец), средств эксплуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила их взаимодействия (ГОСТ Р 56136).

Средства эксплуатации - это здания, сооружения, технические устройства, инструмент, запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации.

Основные задачи ИЛП

Анализ логистической поддержки;
. планирование технического обслуживания (ТО) и управление ТЭ;
. планирование и управление материально-техническим обслуживанием (МТО);
. разработка и сопровождение эксплуатационной документации (ЭД);
. формирование требований к средствам ТО (к оборудованию, необходимому для обеспечения эксплуатации и ТО), к численности и квалификации персонала, к техническим средствам обучения;
. разработка требований к процессам упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования, к инфраструктуре системы ТЭ;
. формирование мер поддержки программного обеспечения и вычислительных средств;
. мониторинг технического состояния на стадии эксплуатации;
. планирование утилизации изделия, его составных частей и средств ТО.

Задачи ИЛП решаются в ходе всего ЖЦ изделия, в том числе:
. на стадии разработки изделия формируются требования к элементам СТЭ и проектируются элементы СТЭ (на этих этапах ЖЦ результаты деятельности в области ИЛП влияют на конструкцию изделия в части обеспечения надежности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ);
. на стадии эксплуатации изделия (вплоть до списания и утилизации) обеспечивается техническая, методическая и информационная поддержка функционирования элементов СТЭ с использованием постоянно пополняемой базы данных и документов ИЛП, а также периодически проверяется выполнение заданных требований, используемых документов и данных с их актуализацией при необходимости;
. при модификации изделия на стадиях эксплуатации и (или) капитального ремонта (если он предусмотрен) вносятся изменения, связанные с условиями эксплуатации, используемыми технологиями, экономическими факторами и др.

Виды деятельности ИЛП логически и информационно интегрированы в единый комплекс процессов, в который вовлечены как разработчик (поставщик), так и заказчик (эксплуатант). Информационная интеграция процессов обеспечивает обратную связь между процессами: сведения, полученные в ходе эксплуатации, используются для совершенствования конструкции изделия и организации СТЭ.

Для решения задач анализа логистической поддержки и мониторинга технического состояния изделия на стадии эксплуатации мы рекомендуем использовать программные комплексы, разработанные специалистами НИЦ "Прикладная Логистика" - LSA Suite и ILS Suite.

Cистема ILS Suite предназначена для решения задач мониторинга технического состояния сложных машиностроительных изделий в ходе их испытаний и эксплуатации. Функциональность системы обеспечивает получение от эксплуатантов сведений о ходе эксплуатации изделий, их накопление, обработку и анализ, с тем, чтобы обеспечить непрерывный мониторинг состояния эксплуатируемых изделий и обеспечить высокий уровень их готовности и безопасности эксплуатации.

© 2024 fiboeda.ru -- Бизнес каждый день