Особенности регулирования деятельности корпораций в рф. Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности Формы и методы государственного регулирования корпоративной деятельности

Главная / Малый бизнес

Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований. Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества.

Экономика как система производственных отношений в основе своей - саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.

Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда.

Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.

Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному. Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.

Между этими крайними полюсами существует ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два, так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования:

  • 1) частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе;
  • 2) государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.

Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.

Тема 5. Государственное регулирование деятельности объединений предприятий

5.1. Государственное регулирование корпораций

5.2. Антимонопольное регулирование в корпоративном секторе

5.3. Регулирование украинских корпоративных моделей

Контрольные вопросы и задания

Одним из самых важных элементов внешней сферы корпоративного управления является государственное регулирование корпоративного сектора. В целом государственное регулирование как одно из направлений корпоративного управления выходит за рамки только управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами корпоративного типа. Создавая целостную организационно-правовую базу функционирования экономики, государство, так или иначе, регулирует разносторонние аспекты деятельности корпоративных предприятий.

Однако такой подход является достаточно широким, поэтому мы остановимся на направлениях деятельности государственных органов, которые касаются непосредственно регулирования деятельности корпоративных хозяйственных обществ.

В первую очередь следует отметить, что государственное регулирование осуществляют органы общей и специальной компетенции. Такой подход характерен практически для всех стран мира. На уровне законодательных органов выдаются правовые акты, которые имеют силу закона и регламентируют общие основы функционирования корпоративного сектора. В систему государственного регулирования входят Законы, принятые Верховной Радой, Указы Президента Украины, Постановления Кабинета Министров. В Украине на уровне органов специальной компетенции это: решения и предписания Антимонопольного комитета, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Деятельность корпоративных хозяйственных обществ долгое время регулировалось Законами Украины «О хозяйственных обществах» и «О ценных бумагах и фондовой бирже». Эти законы приняты еще в 1991 г., с многочисленными поправками действовали до 2008 года, пока не был принят специальный Закон «Об акционерных обществах» . Поскольку акционерные общества являются также предприятиями - юридическими лицами, то они подчиняются той самой нормативной базе, что и другие предприятия. Как другие предприятия они ведут балансовый учет и отчетность, ведут статистическую отчетность и подают ее в установленном объеме и порядке органам государственной статистики. Причем обязательной нормой является то, что достоверность и полнота годового баланса и финансовой отчетности общества должна быть подтверждена аудитором (аудиторской фирмой).

Проверку финансовой деятельности обществ, как и других предприятий, осуществляют государственные налоговые инспекции , другие государственные органы в пределах их компетенции, ревизионные органы общества и аудиторские организации . Причем нормативно определено, что проверки не должны нарушать нормального режима работы общества, хотя на практике такую норму соблюсти сложно.



Важным направлением корпоративного управления со стороны государства является государственное регулирование рынка ценных бумаг . Это регулирование предусматривает реализацию единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных. Государственным регулированием создаются условия для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов, получение участниками рынка ценных бумаг информации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг. Министерством финансов контролируются результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер соглашений с ценными бумагами и другой информации, что влияет на формирование цен на рынке ценных бумаг, обеспечение равных возможностей для доступа эмитентов, инвесторов и посредников на рынок ценных бумаг. Обеспечивается гарантирование прав собственности на ценные бумаги, защита прав участников фондового рынка, соблюдение участниками рынка ценных бумаг требований актов законодательства, предотвращение монополизации и создание условий для развития добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг, контроль прозрачности и открытости этого рынка.

К функциям государственного регулирования можно отнести следующее:

· создание системы защиты прав инвесторов и контроль соблюдения этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

· контроль достоверности информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, контролирующим органам;

· издание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контроль этой деятельности;

· запрещение и прекращение на определенный срок профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия специального разрешения (лицензий) на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности согласно действующему законодательству.

Как правило, за несоблюдение требований законодательства установлена административная и даже криминальная ответственность.

Государственное регулирование корпоративного сектора и контроль деятельности участников корпоративного сектора осуществляют Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие в границах своих полномочий.

В Украине существует координирующий орган деятельности государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг - Координационный совет, в который входят руководители государственных органов, которые в границах своей компетенции осуществляют контроль и другие функции управления относительно фондового рынка и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Глава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Основным органом специальной компетенции является государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – государственный орган, который имеет центральный аппарат и территориальные органы.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выполняет ряд задач. Основными среди них являются:

· установление требований относительно выпуска эмиссии и обращения ценных бумаг и их производных;

· информация о выпуске и размещении ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов (с учетом требований валютного законодательства Украины), которые осуществляют выпуск и размещение ценных бумаг на территории Украины;

· установление порядка регистрации выпуска ценных бумаг и информации об их выпуске, по согласованию с Национальным банком Украины;

· дополнительные требования относительно выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

Комиссия устанавливает порядок и дает разрешение на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и другие предусмотренные законодательством специальные разрешения на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Аннулирует эти разрешения в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах. Устанавливает порядок составления отчетности участниками рынка ценных бумаг соответственно действующему законодательству. Определяет по согласию с Минфином особенности ведения учета операций по ценным бумагам, устанавливает порядок и осуществляет государственную регистрацию фондовых бирж и внебиржевых торгово-информационных систем, назначает государственных представителей на фондовых биржах, в депозитариях и торгово-информационных системах. Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам.

Введение 3
Глава 1. Понятие корпорации и корпоративной деятельности, публичные и непубличные корпорации 6
1.1.Понятие корпоративных юридических лиц и корпоративной деятельности 6
1.2. Понятие публичных и непубличных корпораций, особенности и проблемы их регулирования 11
Глава 2. Образование и управление корпорацией 17
2.1. Образование корпорации 17
2.2.Государственное регулирование аффелированных лиц и сделок с заинтересованностью 24
Заключение 31
Литература и нормативный материал 33

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью развития российской экономики, привлечением иностранных инвестиций, совершенствованием управления корпораций, в том числе и с государственным участием и особенно относящихся к естественным монополиям.
Актуальность темы исследования правового регулирования корпораций в РФ, определяется и многочисленными проблемами правоприменительной практики, что, отчасти связано с проблемами правового регулирования и неоднозначным пониманием ряда ключевых элементов организации и деятельности корпораций в теоретической сфере.
Именно поэтому, исследование правового регулирования организации, деятельности, управления корпораций, защиты прав их участников, особенно такого их вида как акционерных обществ и ряд других, находятся под пристальным вниманием, как законодателя, так и представителей науки и практики.
правовые изменения, необходимость совершенствования организации и деятельности корпораций, как нами отмечалось, интеграция в международное экономическое пространство, создание трансграничных корпораций, способствуют не только не ослабевающему интересу исследователей, но и изданию новых монографических работ, диссертационных изысканий. Среди авторов, чьи работы увидели свет в последние годы, следует отметить М.А. Салфетникова, Р.О. Фатхуллина, Д.Б. Гапоненко, Е.О. Дмитриева, А.В. Павоюка, Е.В. Филипповой, и других авторов.
Отдавая должное проводимым исследованиям, отметим, что много проблем теоретического и практического характера остаются не решенными.
Объектом исследования выступают общественные отношения при организации и деятельности корпораций как субъектов гражданского оборота.
Предметом исследования – теоретические представления ученых о сущности корпораций, а также нормы, регулирующие отношения в сфере создания, деятельности корпораций.
Целью исследования — выявление на основе действующего законодательства и правоприменительной практики, проблем правового регулирования организации и деятельности корпораций и формулирование предложений по его совершенствованию.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и правовое регулирование корпоративных юридических лиц;
— рассмотреть особенности публичных и непубличных корпораций;
— рассмотреть процесс образования корпорации;
— рассмотреть регулирование сделок с заинтересованностью и аффелированностью.
Методологическую основу проведенного исследования составил диалектический метод познания общественных отношений, который состоит в выявлении общей тенденции развития организационно-правовой корпоративной формы и его практического использования и взаимосвязи соответствующих процессов. Обобщение явлений и процессов в организации и деятельности корпораций, анализ правовых дефиниций и категорий, правоприменительной и судебной практики осуществлен с помощью системного метода и метода анализа и синтеза. Сравнительно-правовой метод использован для выяснения преимуществ и недостатков корпораций как организационно-правовой формы хозяйствования и факторов их практического использования, а также при анализе содержания соответствующих правовых норм национального законодательства и законодательства других стран. Исторический метод применялся при определении генезиса развития организации и правового регулирования корпораций, а формально-логический и логико-юридический — для анализа соответствующего законодательства и конструирования предложений по его усовершенствованию.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.10.2016)
3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
5. Федеральный закон от 19.07.1998 N 115-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
6. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 01.09.2016) «Об акционерных обществах»
8. Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
9. <Письмо> Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527 О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского Кодекса Российской Федерации Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 N 151 <Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью>
10. <Письмо> Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
11. <Письмо> Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

12. Судебная практика
13. Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Саттарова Шавката на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 02.11.2011 N 1486-О-О. // СПС Консультант Плюс
14. ФАС ВСО от 09.07.2014 по делу N А33-18502/2014// СПС Консультант Плюс

15. Литература

16. Административно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Павлюк А.В. — М., 2013. — 22 c.
17. Административно-правовой статус государственных корпораций: монография / Салфетников М.А. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 144 c.
18. Андреев В.К. Корпорация как самостоятельный субъект права // Гражданское право. — М.: Юрист, 2015, № 1. — С. 7-13
19. Аффилированные лица как правовой институт и правовое средство разрешения конфликта интересов в сфере предпринимательской деятельности. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Эбралидзе Л.Д. — Казань, 2014. — 26 c.
20. Ахметова Ю.В. Акционерное общество как субъект корпоративных прав // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета. — : Изд-во Казан. ун-та, 2011, Вып. 12. — С. 53-58
21. Бурлака С. Н. Корпорации в российском гражданском праве // Экономика, общество, человек: теория, методология, реаль- ность [Текст] : сб. науч. публикаций: [в 2 ч.] / [отв. за вып. Д. А. Карх]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. Ч. 1. – 221 с с.140-144
22. Гражданско-правовая ответственность членов совета директоров акционерного общества. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Филиппова Е.В. — М., 2014. — 26 c.
23. Иностранные корпорации и иностранные инвестиции в России (XIX — начало 30-х гг. XX вв.): историко-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Гапоненко Д.Б. — Саратов, 2014. — 21 c..
24. Правовое положение транснациональных корпораций. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Фатхуллин Р.О. — М., 2014. — 23 c.
25. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования / Габов А.В. — М.: Статут, 2005. c.5
26. Участие государства в акционерных обществах: правовые проблемы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Грищенко О.И. — М., 2014. — 33 c
27. Холмецкая Е.А. Корпоративное право как социальная система // Вестник Омского университета. — : Изд-во ОмГУ, 2011, № 4 (29). — С. 32-41

Общий объем: 35 стр.

Год: 2017

Современное развитие корпораций обусловлено макросредой, в которой они, как и любой хозяйствующий субъект, осуществляют свою деятельность. Макросреда представляет собой совокупность экономической, правовой, природной, социальнокультурной, политической и других сред.

Особое значение для деятельности корпораций имеет экономическая среда. Применительно к деятельности отечественных корпораций эта среда имеет особенности, связанные как со спецификой отечественного законодательства, так и с относительно короткой новейшей историей предпринимательства в России. Основными параметрами экономической среды являются динамика ВВП страны; динамика валютного курса; уровень спроса на производимую продукцию; динамика фондовых индексов; уровень ставок банковского кредитования; налоговое окружение; динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.

Для упрощения анализа процесса функционирования корпораций природная, социально-культурная и политические среды, составляющие макросреду их деятельности, включаются в так называемую корпоративную среду, в которую вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей, а именно: потребители, служащие корпорации, местное население и общество в целом.

Проблемы государственного регулирования экономики являются актуальными в настоящее время. Посткризисное развитие экономики 1999-2000 гг. было связано с преодолением девальвации рубля, роста инфляции и спада производства, восстановлением банковской системы. Успешное выполнение таких задач напрямую зависит от своевременности и эффективности участия государства в антикризисном управлении в масштабах целой страны и отдельных ее регионов.

Регулирование (от лат. regulo - устраивать, приводить в порядок) - поддержание стабильности рыночных отношений, влияние на ход и изменение происходящих в стране экономических процессов посредством проведения определенных действенных мер.

Регулирование - это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы . Сообразно с этим, стратегия государственного регулирования кризисных ситуаций включает в себя такие элементы, как: прогнозирование и предупреждение кризисных ситуаций, совокупный анализ факторов, повлиявших на возникновение кризисной ситуации, оценку последствий кризиса, разработку тактических вариантов деятельности предприятий в условиях кризиса и выхода из него.

Современные рыночные отношения для успешного их развития нуждаются в правовой и регулирующей основе. Задача государства - сделать это регулирование максимально эффективным, оптимально решить проблему взаимодействия государства и рынка.

Государственное регулирование экономики как целенаправленная деятельность государства, представляет собой систему мер, осуществляемых государственными законодательными и исполнительными органами, направленных на обеспечение стабильности и поступательного развития национальной экономики, поддержание темпов ее воспроизводства. Среди направлений государственного регулирования можно выделить:

  • - обеспечение поддержания конкурентной среды в части создания общеэкономических, правовых и социальных условий. В этой связи необходима разработка правовых норм и механизма контроля их выполнения с учетом принципов защиты права собственности и свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • - обеспечение стабильности в экономике посредством выравнивания долгосрочных циклических, среднесрочных и краткосрочных конъюнктурных колебаний;
  • - обеспечение социальных гарантий и сбалансированность доходов работоспособного населения и пенсионеров.

В соответствии с выполняемыми государством функциями регулирование экономики включает в себя:

  • - законодательную деятельность;
  • - администрирование (регистрация создаваемых и ликвидируемых хозяйствующих субъектов);
  • - разработка стратегии экономического и социального развития на основе прогнозирования и обеспечение ее реализации;
  • - регулирование и обеспечение поддержки на региональном и отраслевом уровнях;
  • - осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, пресечение монополистических проявлений и других нарушений законодательства с их стороны.

Остановимся подробно на видах государственного регулирования экономики , таких как финансовое регулирование, осуществление поддержки производства, перераспределение дохода, нормативно-законодательная деятельность.

Финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Как известно, финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, с дальнейшим их перераспределением. Основные цели бюджетной системы: концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства. Однако в ходе исполнения бюджета происходит значительное сокращение ряда финансируемых государством программ. Утвержденные суммы федерального бюджета по расходам и доходам в 1999-2004 гг. приведены в табл. 9.

Основными целями экономической политики России на 1999 г. являлись:

  • - преодоление последствий происшедшего в 1998 г. финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
  • - прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста во втором полугодии 1999 г.;
  • - стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
  • - снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
  • - осуществление реструктуризации государственного долга Российской Федерации с учетом достигнутых договоренностей с кредиторами;
  • - минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
  • - снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
  • - полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • - полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом;
  • - обеспечение превышения доходов федерального бюджета на 1999 г. над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации) в сумме не менее 65,5 млрд рублей, или 1,64% ВВП.

В соответствии с указанными целями федеральный бюджет на 1999 г. был утвержден по расходам в сумме 575 046,6 млн рублей и по доходам в сумме 473 676,1 млн рублей, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 4 000 млрд рублей и уровня инфляции 30,0% (декабрь 1999 г. к декабрю 1998 г.) . Утвержденные суммы федерального бюджета по расходам и доходам на 1999-2007 гг. представлены в табл. 9.

Утвержденные суммы федерального бюджета по расходам и доходам в 1999-2007 гг.

Таблица 9

Утвержденные суммы федерального бюджета (млн руб.)

по расходам

по доходам

Федеральный бюджет за 1999 г. был исполнен по доходам в сумме 615 531930 тыс. рублей, по расходам в сумме 666930453 тыс. рублей с дефицитом в сумме 51 398 523 тыс. рублей. Федеральный бюджет за 2000 г. был исполнен по доходам в сумме 1 132 082 611 тыс. рублей, по расходам в сумме 1 029 184 081 тыс. рублей с профицитом в сумме 102898530 тыс. рублей.

Меры, предпринимаемые по поддержанию доходов населения, являлись недостаточными. Так, в течение длительного времени объем доходов населения не достиг докризисного уровня 1998 г. В связи с этим расходы на конечное потребление домашних хозяйств сокращались. Только значительное увеличение доходов бюджета могло дать реальную возможность исполнения обязательств и роста расходов на конечное потребление. В свою очередь низкая покупательная способность негативно влияет на рост промышленного производства, так как производители не получают возможности реализовывать свой товар. Согласно данным Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), численность экономически активного населения на конец сентября 1999 г. составляла 73,7 млн человек, из которых 87,6%, или 64,6 млн человек, были заняты в экономике, а 12,4%, или 9,1 млн человек, не имели работы. По сравнению с аналогичным периодом 1998 г. произошел ее рост на 2,4%, количество занятых увеличилось на 1,9%, а общее число безработных возросло на 6,2%. Имевший место в рассматриваемый период рост безработицы негативно отражался на производственной сфере в отношении спроса на товары и услуги, прежде всего предназначенные для массового потребления, так как высокий уровень безработицы снижает спрос.

К 2000 г. наметилась тенденция восстановления частных вкладов. За 6 месяцев 2000 г. вклады возросли на 65 млрд руб. Основная масса вкладов физических лиц в Сбербанке - 2/3 рублевых, почти 1/2 валютных. К сожалению, отсутствие целостной системы гарантирования депозитов не позволяет полностью преодолеть недоверие к коммерческим банкам и привлечь свободные средства частных вкладчиков. Как соучредитель государство отвечает только за обязательства Сбербанка и Внешторгбанка. В настоящее время предпринимается попытка законодательного урегулирования проблемы гарантирования вкладов граждан в банках путем совершенствования действующих нормативных актов. Еще в 2000 г. обсуждалось, что защиту вкладов может осуществлять Федеральная резервная корпорация, и тогда в случае отзыва у банка лицензии граждане могли бы рассчитывать на защиту своих вкладов (в зависимости от их величины от 100% до 50%) ! .

Согласно разработанному Правительством Российской Федерации плану, одной из основных задач бюджетной политики на 2000-2001 гг. было достижение финансовой стабильности, задачей денежно-кредитной политики - снижение, а в дальнейшем (при достижении низких значений) - сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок. Конкретное сочетание целевых параметров инфляции и экономического роста на каждый последующий год определялось с учетом изменения внутренних и внешних факторов развития экономики .

При утверждении федерального бюджета на 2001 г. учитывался прогнозируемый объем ВВП в сумме 7 750 млрд рублей и уровень инфляции 12,0% (декабрь 2001 г. к декабрю 2000 г.). Федеральный бюджет за 2001 г. был исполнен по доходам в сумме 1593978122,1 тыс. рублей и по расходам в сумме 1321902 684,6 тыс. рублей с превышением доходов над расходами (профицит федерального бюджета) в сумме 272 075 437,5 тыс. рублей (Федеральный закон от 7 июня 2003 г. № 67-ФЗ “Об исполнении федерального бюджета за 2001 год”). При утверждении федерального бюджета на 2002 г. исходили из прогнозируемого объема ВВП в сумме 10 950 млрд рублей и уровня инфляции 12,0% (декабрь 2002 г. к декабрю 2001 г.) .

Осуществление поддержки производства является неотъемлемой мерой в целях развития экономики. Для достижения булынего эффекта оптимальным будет использование дифференцированного подхода и обеспечение поддержки предприятиям, выпускающим конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, обеспечивающим создание условий для повышения инвестиционной активности, предприятия сферы прогрессивных технологий.

До настоящего времени конкурентоспособными являются в основном сырьевые товары России, доля которых составляет свыше половины всего экспорта, поэтому экономика России в первую очередь ориентирована на добывающие отрасли, которые будут поставлять продукцию с более высокой степенью переработки (передовые, наукоемкие отрасли). Важными направлениями государственного регулирования в этой связи является способствование развитию экспортного производства посредством льготной налоговой политики, льготных кредитов, прямого государственного финансирования. Одновременно необходимо создавать благоприятные условия для экспорта продукции обрабатывающей промышленности, такой как машины и оборудование, посредством кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов.

Показатели объема экспорта крупнейших машиностроительных корпораций в 2000-2001 гг. приведен в табл. 10.

В 1999 г. устойчивый рост производства наблюдался в экспортоориентированных отраслях. Главным образом это объясняется увеличением конкурентоспособности благодаря низким ценам российских производителей, стабилизацией рубля и сдерживанием инфляции, в связи с чем объем поставок на внешний рынок увеличивается. На развитие промышленности России в настоящее время оказали благотворное влияние процессы девальвации и роста цен на нефть в тот период.

Объем экспорта крупнейших машиностроительных корпораций в 2000-2001 гг. 1

Наметился устойчивый рост инвестиций в промышленности, прежде всего в сырьевых отраслях. Возрос спрос внешнего и внутреннего рынка на уголь, нефть и продукцию нефтепереработки, газ, продукцию цветной металлургии. Повысился объем производства машиностроительной промышленности: объем производства предприятий машиностроения в 1998 г. составлял 257,ав1999г. -- 510 млрд руб., за первые шесть месяцев 2000 г. - 467 млрд руб.

Отсутствие радикальных сдвигов в улучшении делового климата не позволяет создать условия для преодоления сырьевой направленности структуры экономики. На долю отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджетов, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений, при этом отсутствие межотраслевого перетока капитала до сих пор сохраняет отсталость перерабатывающих секторов экономики .

На государственную поддержку отраслей промышленности было выделено из бюджета в1999г. - 33529,2 тыс. руб. , в 2000 г. - 39120,0 тыс. руб. Однако государственных инвестиций в промышленность было не достаточно, чтобы обеспечить экономический рост во всех ее отраслях. Наряду с этим в стране пока отсутствует серьезная государственная поддержка сельского хозяйства. Уменьшается производство основных сельскохозяйственных продуктов: зерна, мяса, молока, яиц и др. Компенсация их недостатка осуществляется путем увеличения доли импортируемых товаров данной категории, качество которых не самое высокое, а в большинстве случаев уступает отечественным продуктам.

Эффективность управления экономикой страны во многом определяется совершенством нормативно-законодательной деятельности как вида государственного регулирования экономики. В результате изменений, произошедших в экономике страны, нормы, регулирующие отношения собственности, участие государства и его влияние на экономические процессы, а также сами экономические отношения подверглись серьезному реформированию. Нормативно-законодательная деятельность государства в этом плане представляет собой разработку и принятие нормативных актов по предотвращению и ограничению монополизма, регулированию предпринимательской деятельности, отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), государственной поддержки промышленности и предпринимательства. Необходимость совершенствования имеющихся и принятия новых законодательных актов, связанных с государственным регулированием в антикризисном управлении особенно проявляется в периоды неблагоприятной экономической обстановки, грядущего или уже прогрессирующего экономического кризиса. Реформирование законодательства, как реакция на возникающие проблемы в экономике, в определенные периоды происходило в развитых капиталистических государствах, не составила исключения в этом отношении и Россия.

Рис. 48. Динамика величины ставки рефинансирования ЦБ РФ за период 1997-1998 гг. 1

Одной из основных задач государственного регулирования является предупреждение возникновения опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и экономической безопасности страны, т. е. поддержание такого экономического уровня, который бы обеспечил соответствующие жизненные условия для населения прежде всего его занятость, возможности дальнейшего экономического роста, поддержание систем,

необходимых для экономического развития и создания условий жизни населения.

В перераспределении доходов необходимо выделить основные направления государственного регулирования непосредственно способствующие экономическому росту. В налоговой политике: сокращение числа и снижение ставок налогов и налоговые льготы. Динамика величины ставки рефинансирования ЦБ РФ за период 1997-1998 гг. представлена на рис. 48.

В кредитно-денежной политике целесообразным было снижение учетной ставки ЦБ РФ, происходившее после августовского кризиса (рис. 49), либерализация бюджетных ассигнований на поддержку и развитие экономики, стабилизация национальной валюты.


Рис. 49. Динамика величины ставки рефинансирования ЦБ РФза период 1999-2007 гг. 1

Ставка рефинансирования имеет ключевое значение в системе процентных ставок, устанавливаемых Банком России.

Изменения ставки рефинансирования информируют участников финансового рынка об оценке Банком России общего направления изменения инфляционной ситуации и, таким образом, воздействуют на ожидания экономических агентов и процентные ставки в экономике. Ставка рефинансирования Банка России является своего рода верхней границей процентных ставок на денежном рынке, что оказывает косвенное влияние на их динамику. Банк России воздействует на уровни и структуру процентных ставок на денежном рынке также через установление процентных ставок по проводимым им кредитным и депозитным операциям.

С начала 2000 г. действовали установленные в 1999 г. ставка рефинансирования в размере 55% годовых и ставка по кредитам “овернайт” - 50% годовых. В январе 2000 г. по решению Совета директоров ЦБ РФ ставка рефинансирования была снижена на 10 процентных пунктов (с 55 до 45%). Это отражало замедление инфляции, снижение процентных ставок на межбанковском рынке и одновременно являлось фактором дальнейшего снижения инфляционных ожиданий.

В течение 2000 г. ставка рефинансирования была последовательно снижена до 25% исходя из ситуации на финансовом и межбанковском рынках. Соответственно Комитет Банка России по денежно-кредитной политике снижал ставку по кредитам “овернайт” с 50 до 22%.

В период с 2003 по 2007 гг. происходило дальнейшее постепенное снижение размера ставки рефинансирования с 16% до 10%. Денежно-кредитная политика осуществляется Банком России совместно с Правительством Российской Федерации исходя из необходимости создания благоприятных условий для обеспечения высоких темпов экономического развития страны и повышения уровня жизни населения. При этом основной целью является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Внутренняя и внешняя стабильность национальной валюты и низкий уровень инфляции являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов - базовых для устойчивого экономического роста и модернизации структуры экономики.

Эффективное осуществление институциональных преобразований в переходной экономике России является одним из важнейших факторов и предпосылок экономического роста. Как результат происходящих организационно-экономических изменений, в отраслях экономики постепенно складывается широкая сеть крупных акционерных компаний, финансово-промышленных корпораций и групп, холдингов и стратегических альянсов. В настоящее время процесс формирования корпоративного звена хозяйствования в нашей стране далеко не завершен. Безусловно, накопление капиталов в “полюсах роста” экономики России будет стимулировать дальнейший рост интеграционных процессов как в “мягких” (ассоциативных), так и в “жестких” (контроль имущества) формах.

Распространенной формой промышленной интеграции в России в 90-е гг. XX в. являлось формирование финансово-промышленных групп. Однако в последнее время интенсивность использования экономическими субъектами этого способа интеграции заметно снизилась, что не в последнюю очередь объясняется большим количеством выявленных недостатков правового регулирования в данной сфере. Это прежде всего относится к основному документу, регламентирующему в то время процессы создания и функционирования ФПГ в России - Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”, который на данный момент утратил силу. Практика формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране выявила целый ряд его существенных недостатков и пробелов.

Эффективность функционирования большинства зарегистрированных ФПГ оставляет желать лучшего. Однако это обстоятельство свидетельствует в первую очередь о несовершенстве регулирования в области создания и функционирования ФПГ, а никак не о бесперспективности идеи формирования такого рода образований в современных российских условиях. В настоящее время в различных отраслях отечественной промышленности существует не менее сотни вполне дееспособных интегрированных структур, которые, являясь де-факто финансово-промышленными группами, по различным причинам не осуществили оформление своего статуса как финансово-промышленной группы, в основном из-за сложности государственной регистрации.

Статус ФПГ нередко получают группы, имеющие сугубо формальный характер, не обладающие значительным собственным потенциалом развития и ориентированные исключительно на получение государственной поддержки. С другой стороны, большинство эффективных интегрированных структур либо не могут претендовать на официальную регистрацию в качестве ФПГ в силу целого ряда достаточно формальных ограничений, либо оказываются незаинтересованными в получении статуса финансово-промышленной группы.

Процесс создания “официальных” ФПГ весьма выгоден с позиций государства по ряду причин. Во-первых, государственная регистрация группы возможна только в том случае, если целью интеграции является реализация проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Очевидно, что осуществление таких проектов крайне выгодно государству. В процессе регистрации уполномоченный государственный орган имеет возможность внести коррективы в организационные документы группы и тем самым повысить эффективность интеграции и реализуемость предложенных проектов. Кроме того, государству предоставлена возможность контролировать деятельность ФПГ и осуществляемые или перспективные проекты и программы.

Характеризуя законодательство РФ об акционерных обществах, прежде всего необходимо отметить некоторые важнейшие его особенности:

  • сравнительно небольшой временной период формирования системы нормативных актов;
  • наличие нескольких “особых” групп акционерных обществ, особенности создания, правового положения и обращения акций которых регулируются специальными нормативными актами (Федеральный закон “Об акционерных обществах”, Закон РФ от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”, Закон РФ от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”).

Придерживаясь классических взглядов на систему источников права, законодательство об акционерных обществах можно систематизировать следующим образом по степени уменьшения юридической силы:

  • 1. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ). Роль Конституции РФ в регулировании акционерных отношений состоит в следующем: во-первых, ст. 30 гарантирует право каждого на объединение, а акционерное общество представляет собой именно объединение для достижения общих целей; во-вторых, ст. 35 гарантирует в РФ право частной собственности, а форма собственности, характерная для акционерного общества, является именно частной; в-третьих, Конституция РФ провозглашает целый ряд установлений общего характера, которые во многих ситуациях могут служить надежной гарантией для обеспечения прав акционерного общества как субъекта права. Статья 46 гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. На практике встречаются необоснованные отказы в государственной регистрации акционерных обществ, которые впоследствии успешно обжалуются в суде.
  • 2. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Нормы международного права обычно применяются к акционерным обществам с участием иностранных инвестиций. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед законодательством РФ в случае коллизии. В качестве примера такого международного договора можно привести Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Международные договоры, заключенные СССР, сохраняют юридическую силу (поскольку РФ является правопреемницей СССР) до тех пор, пока одна из сторон не объявит о их денонсации. В настоящее время Российская Федерация заключила с Республикой Кипр аналогичное соглашение.
  • 3. Нормы законодательства Российской Федерации об акционерных обществах содержатся в следующих федеральных законах: ГК РФ (первая и вторая части), в котором особое значение имеет глава 4 “Юридические лица”; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах. В правоотношениях, возникших до введения в действие соответствующего закона, он применяется лишь к тем правам и обязанностям, которые сформировались после вступления его в силу, однако, если в принятом законе прямо указано, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее, то считается, что такому закону придана обратная сила. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”; Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”; Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 17 8-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” и некоторые другие законы содержат отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам.

Кодифицированные гражданско-правовые нормы и законы других смежных отраслей законодательства (трудового, налогового, таможенного и проч.) не исчерпывают системы правового регулирования акционерной формы предпринимательской деятельности. Они создают лишь вектор развития подзаконных нормативных актов, принимаемых органами государственного управления и уполномоченными общественными организациями, а также правовых актов, разрабатываемых и утверждаемых органами управления самих акционерных компаний.

Черешнев Максим Андреевич , Аспирант факультета Государственного управления Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова,Помощник Депутата Государственной Думы ФС РФ, Россия

Post-graduate student, Department of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Assistant to a Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation

| Скачать PDF | Загрузок: 211

Аннотация:

Статья посвящена вопросам государственного регулирования деятельности ТНК. Рассматриваются негативные последствия и положительные эффекты, связанные с их деятельностью в принимающей стране.

JEL-классификация:

Транснациональные корпорации (ТНК), с одной стороны, представляют собой возможность для развития государств, с другой стороны, становятся более влиятельными, чем многие государства. В связи с этим встает закономерный вопрос о том, каким образом осуществлять их государственное регулирование.

Каждая в отдельности страна может воздействовать с помощью своего законодательства и административных мер не на всю транснациональную корпорацию, а только на ее часть, функционирующую в пределах ее государственных границ, если только здесь не располагается штаб-квартира компании. В этой ограниченности правового воздействия и коренится его неэффективность. Повысить ее возможно только путем регламентации деятельности центра управления ТНК – материнской или головной компании. Однако регулирование деятельности ТНК – регулирование особого рода.

Государственное регулирование деятельности ТНК имеет особую специфику ввиду особенностей самой экономической природы ТНК. Более того, сама по себе транснациональная компания не является единым субъектом права, она представляет собой организацию нескольких (иногда десятков, а то и сотен) самостоятельных в правовом отношении юридических образований.

Государственное регулирование деятельности ТНК

Первым вопросом при взаимодействии ТНК и государства является вопрос выделения ТНК как самостоятельного субъекта экономических отношений. Ведь в действительности, в России большинство ТНК присутствуют в виде группы компаний разных юридических форм от простых обществ с ограниченной ответственностью (например, ООО «Проктер энд Гэмбл») до достаточно структурированных акционерных обществ (как «ТНК- BP »). Все же нельзя однозначно сказать, является та или иная компания структурой ТНК или самостоятельным игроком, поскольку активно используются длинные цепи учредителей, которые могут быть проведены через оффшорные компании.

Необходимо также четко осознавать, какие угрозы ведет за собой игнорирование вопроса государственного регулирования ТНК. Ведь наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются: создание неперспективной для страны роли в системе разделения труда, угроза концентрации в стране старых технологий, захват ТНК наиболее перспективных отраслей производства и вытеснение с рынков отечественных производителей, рост рисков инвестиционных процессов, сокращение бюджетных доходов из-за применения различных схем налогообложения и т.д.

Для того чтобы преодолеть или минимизировать негативные последствия деятельности ТНК необходимо осознать появление новых задач, уточняющих функции государства при взаимодействии с ТНК. ТНК имеют в арсенале команды специалистов, которые отвечают как за минимизацию налогообложения, так и за анализ и создание специальных схем для оптимизации деятельности. С учетом этого факта следует усилить позиции государственных институтов, как совокупности структур, регулирующих финансово-экономическую деятельность ТНК в конкретных условиях Российской Федерации.

Рост экономического влияния ТНК

Поведение зарубежных ТНК при освоении ими российского рынка может наносить ущерб как конкуренции, так и более глобальным интересам национальной экономической безопасности России (так называемая проблема «отмывания» средств). Органы конкурентной политики проявили большую озабоченность этими вопросами.

И здесь вновь встает вопрос о государственном регулировании деятельности ТНК. Государство должно выступить тем институтом, который обеспечит прозрачность сделок и создаст механизмы контроля над инвестиционными потоками и оттоками. Безусловно, каждое государство заинтересовано в притоке инвестиций и повышении привлекательности своей страны. Роль государства в таком контексте – одновременно создать условия для инвестирования и обеспечить соблюдение этих условий.

Сегодня ТНК превратились из объектов в субъекты международной политики, активно участвующие во всех глобальных процессах, происходящих в мире. Во внешней политике ТНК реализуют собственную корпоративную дипломатию, а для успешного обеспечения внутрикорпоративной политики создали свою, корпоративную, идеологию. Наряду с крупнейшими державами они имеют собственные многочисленные спецслужбы, а оружием, которое выпускает, например, только одна General Dynamics , можно вооружить армию не одного государства.

Вследствие этого, государственное регулирование деятельности ТНК может выходить за рамки государства на международный уровень для обеспечения правил игры с такими мощными экономическими субъектами как ТНК. Государственное регулирование международного экономического и политического поля может проявляться в инициировании международных конвенций и правил для защиты национальных экономик.

В перспективе ТНК смогут стать доминирующей силой мирового хозяйства, заменив национальные государства в качестве основных его объектов. Именно поэтому, в настоящее время вопросу государственного регулирования деятельности ТНК следует придавать особое значение.

Влияние ТНК на политическую жизнь страны

Учитывая заинтересованность ТНК в политическом контроле над деятельностью государств, одной из форм государственного регулирования их деятельности должно быть ограничение участия ТНК во внутренней политической жизни страны, выраженное в запрете финансирования партий и кандидатов из бюджетов корпораций. Этот аспект принимает особое значение для обеспечения и сохранения интересов государства, которое находится в тесном взаимодействии с ТНК.

Действуя в принимающих государствах, ТНК активно включаются в местный политический процесс. Их представители вступают в национальные ассоциации промышленников, внутри которых они получают возможность выхода на руководителей местных органов власти. Корпорации вносят свой «вклад» также в избирательные и другие фонды местных политических партий, имеющие своей целью получение определенных коммерческих выгод, косвенно влияющих также и на политический курс страны пребывания. Именно поэтому функция государства в ограничении участия ТНК в политической жизни страны требует особого внимания.

Наряду с государственным регулированием деятельности корпораций внутри страны целесообразно принять меры для обеспечения и продвижения интересов ТНК, которые располагают свои штаб-квартиры в данной стране. Так, в России следует уделить большее внимание вопросам развития отечественных ТНК, выходящих на международные рынки и содействовать формированию устойчивого политического и экономического поля для отечественных ТНК в других странах.

Создание национальных кодексов для деятельности ТНК

Взаимоотношения ТНК с принимающими странами также неоднозначны. Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью процесса воспроизводства. ТНК способствует распространению международных стандартов, поскольку предъявляют одни и те же требования к рабочей силе разных стран, стремясь повысить эффективность своей деятельности, что способствует повышению производительности труда принимающей страны за счет роста промышленности. Деятельность ТНК также способствует процессу разбюрократизации процедур местных органов власти, например связанных с инвестированием или приватизацией. Зачастую именно деятельность ТНК выступает движущей силой пересмотра различных законодательных норм, реформирования бюрократических структур в сторону оптимизации и либерализации.

Создание национальных кодексов для деятельности ТНК в рамках страны базирования должно стать одной из функций государственного регулирования. Существование системы таких кодексов позволило бы обеспечить прозрачность деятельности ТНК и ограничить негативные последствия возможных экономических маневров корпораций.

ТНК действуют преимущественно в целях долгосрочного инвестирования. Поэтому часто ТНК способствуют стабилизации хозяйственной среды, в том числе и финансовой. Однако целью деятельности ТНК является извлечение прибыли, поэтому иногда целые рынки и даже страны могут становиться их жертвами на пути к достижению этой цели. Вследствие этого необходимо понимать и плюсы и минусы от деятельности ТНК и разработать специфические меры государственного регулирования ТНК для защиты экономики от возможных отрицательных последствий.

Таким образом, следует отметить, что государственное регулирование деятельности ТНК является необходимым для стабильного развития государства в современной глобальной экономике. Отмеченные аспекты государственного регулирования деятельности ТНК являются основными и требующими особой проработки.

Москва + 7 495 648 6241

© 2024 fiboeda.ru -- Бизнес каждый день