Можно ли разделить рабочий день и ночь. Разрывной рабочий день трудовой кодекс

Главная / Заработок 

Работодатель самостоятельно решает, по какому графику будут работать его наемные специалисты. Нередко требуется разделение на части рабочего дня, причем обычно такая необходимость обусловлена разными изменениями в производственной деятельности фирмы. Данная процедура заключается в том, что смена сотрудника разделяется на несколько частей. Между данными частями предоставляются небольшие перерывы.

Суть режима

Ненормированный рабочий день используется многими руководителями компаний, причем наиболее часто он встречается в производственных предприятиях. При разделении рабочего дня удается эффективно управлять трудовыми ресурсами.

Длительность частей работы и отдыха устанавливается на основании договоренности работника и работодателя. Но общая продолжительность рабочего дня не может превышать имеющейся в законодательстве нормы.

В законе отсутствует информация о том, на сколько минимально или максимально частей может делиться рабочий день наемного специалиста в течение одной смены. Наиболее часто руководители компаний предпочитают делить смену на две части, в результате чего между ними образуется единственный перерыв. Его длительность может варьироваться от 1 до 3 часов.

Когда допускается разделение?

По ТК РФ разделение рабочего дня на части допускается только при учете некоторых требований. Процедура может выполняться в следующих ситуациях:

  • трудовая деятельность отличается специфическим характером, например, работа в школах или иных учреждениях, где учащиеся не только учатся, но и постоянно проживают;
  • в компании работники сталкиваются с разной интенсивностью труда в течение одного дня, например, в транспортных организациях.

В вышеуказанных ситуациях непременно требуется, чтобы одна смена работника была разделена на несколько частей. Но после выполнения данного процесса не допускается, чтобы общая длительность работы превышала норму в день.

Во время разделения на части рабочего дня работодатель должен ориентироваться на местное законодательство и внутренние нормативные акты. Основная информация о правилах проведения данного процесса содержится в статье 105 ТК.

На какие части разделяется смена?

Наиболее часто такое разделение применяется для водителей автобусов, которые ездят по специальным маршрутам, а также к представителям других аналогичных профессий, так как между маршрутами или выполнением определенной работы устанавливаются определенные перерывы.

Перерыв между работой максимально равен 3 часа, но при этом общее количество времени, которое приходится проводить гражданину на работе, не может превышать нормы, установленной в ТК.

Доплата за разделение

Наиболее часто работников интересует оплата. Разделение рабочего дня на части требует от руководителя компании предоставления определенных доплат работникам за появляющиеся неудобства. Такие сложности связаны с тем, что на некоторое время гражданам приходится покидать свое рабочее место, чтобы через несколько часов снова приступить к рабочей деятельности.

Компенсация может назначаться государством или непосредственным работодателем, что закрепляется в трудовом договоре. Для этого руководитель фирмы издает соответствующий приказ в компании. Получаемые выплаты не могут являться частью оклада.

Наиболее часто компенсации за разделение на части рабочего дня, назначаются следующим работникам:

  • женщины, работающие в селе, но только при условии, что их перерыв по длительности превышает 2 часа, поэтому назначается доплата, равная 30% от среднего заработка;
  • работники сферы ЖКХ, ремесленники или специалисты, трудящиеся в области бытового обслуживания, причем для них размер доплаты составляет 30%;
  • начальники железнодорожных структур.

Если процесс разделения выполняется на основании отраслевого соглашения, то работодатель должен ориентироваться при издании приказа на содержание данного документа. Доплата не может быть ниже, чем размер, указанный в этом соглашении.

Когда обязательно делится рабочий день?

Существуют ситуации, когда обязательно работодатель пользуется ненормированным рабочим днем. Конкретные профессии определяются разными нормативными документами. Например, в Приказе Министерства связи указаны следующие специалисты, для которых делится рабочая смена:

  • начальник отделения связи;
  • оператор, занимающийся выдачей или приемкой отправлений и телеграмм;
  • операторы, ответственные за почтовые доставки;
  • почтальоны;
  • сортировщик писем;
  • электромонтеры оборудования;
  • телефонисты справочной службы.

Обязательно делится смена для водителей, для чего непосредственно в организации формируется специальное положение о разделении рабочего дня на части. Сюда же относятся работники метрополитена и специалисты образовательных учреждений, в которых учащиеся находятся круглосуточно. Поэтому работодатели должны учитывать характер труда своих работников, чтобы установить для них оптимальный график труда.

Составление внутреннего нормативного акта

Если требуется разделить рабочий день определенного специалиста на несколько частей, то данная процедура должна грамотно оформляться руководителем компании. Первоначально составляется специальный локальный акт в компании, на основании которого устанавливается ненормированный рабочий день.

В этот нормативный акт обязательно вносится следующая информация:

  • на какое количество частей делится трудовой день специалиста;
  • для каких работников компании предусматриваются такие изменения в трудовом распорядке;
  • общая продолжительность рабочего дня;
  • время начала и окончания перерыва;
  • дата, когда произойдет переход на новый график;
  • срок действия нового режима;
  • другие важные моменты, имеющие отношение к работе наемного специалиста.

Утверждается данная документация руководителем кадровой службы компании. Дополнительно акт передается в профсоюз для изучения. Представители профсоюза могут вносить разные корректировки в этот документ.

Как только акт будет утвержден, то с его содержанием знакомятся все сотрудники, которых затрагивает данная документация, причем процедура выполняется под роспись.

Формирование дополнительного соглашения

Разделение рабочего дня на части для водителей или других наемных специалистов считается сложным процессом, предполагающим значительное изменение условия труда граждан. Поэтому работодатель должен грамотно оформлять такие корректировки. Для этого с каждым сотрудником, для которого изменяется график работы, составляется дополнительное соглашение к трудовому договору.

В этом соглашении непременно фиксируется, что гражданина переводится на разделенную трудовую смену. Для этого заранее издается руководителем фирмы соответствующий приказ.

Особенности работы

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Оплачиваемые и неоплачиваемые периоды

Работодатель может сам определить, каков будет внутренний распорядок его работников. Поэтому рабочая смена может раздробляться на разное количество частей. По закону только периоды, предназначенные для отдыха и питания, могут оплачиваться руководством, а в других ситуациях оплата не предусматривается.

На основании ст. 108 ТК указывает, что все люди должны иметь перерыв для питания. Он устанавливается в любой момент смены, причем минимально он равен 30 минутам. Работодатель может не оплачивать данный период.

Существуют и оплачиваемые перерывы, например, если специалист трудится на холоде, то периодически он должен отдыхать в обогреваемом помещении. Работодатель должен не только оплачивать эти перерывы, но и предоставлять условия для комфортного отдыха.

Если для имеющихся работников осуществляется разделение рабочего дня, то для снижения негативных последствий таких изменений работодатели часто назначают доплаты. С них уплачивается налог и отчисляются средства в разные фонды.

Как оплачивается работа?

Разделенная трудовая смена отличается некоторыми особенностями по оплате. Поэтому руководителем фирмы учитываются следующие нюансы:

  • длительные перерывы между отдельными частями смены, не оплачиваются, если иное не предусматривается трудовым договором или дополнительным соглашением, составленным между директором и наемным специалистом;
  • для компенсации неудобств, возникающих у граждан, требуется назначать доплату за разделение;
  • на основании ст. 149 ТК размер такой компенсации определяется непосредственным руководителем компании, для чего учитываются положения трудового договора и дополнительного соглашения, а также нормативных актов компании и государства;
  • эти выплаты не могут являться частью оклада, так как причисляются исключительно к компенсациям.

Практика показывает, что руководители компаний редко предлагают своим работникам компенсационные выплаты.

Какие составляются документы?

Разделение на части рабочего дня считается сложным процессом, во время которого руководитель фирмы обязан подготавливать много разных документов. К ним обязательно относится:

  • Внутренний нормативный акт. Правила его составления приводятся в ст. 22 и ст. 105 ТК РФ. С его помощью обеспечивается возможность внесения необходимых изменений в трудовой договор работников компании. В нем указываются точные условия, сроки и цифры, на основании которых происходит дробление рабочего дня. Приводится количество разделений, точное время и длительность перерывов, а также размер доплаты, если она назначается директором.
  • Разрешение от профсоюза. Оно составляется в течение 5 дней после получения примерного нормативного акта, на основании которого будут вноситься изменения в трудовой договор работников. Если в течение этого периода документ не будет составлен, то фирма имеет право вносить нужные изменения в трудовую смену без согласия профсоюза.
  • График разделения рабочего дня на части. На основании этого документа все сотрудники, для которых производятся изменения, знакомятся с режимом своей будущей работы. Обычно составляется график для всей фирмы, причем во время формирования данного документа актуально пользоваться примерами. Разделение рабочего дня на части не должно затрагивать права и интересы сотрудников.
  • Дополнительное соглашение к трудовым контрактам. Так как деление рабочей смены приводит к существенному изменению условий труда, то такие корректировки непременно официально фиксируются. Для этого с каждым работником составляется дополнительное соглашение. В нем указывается, на какие части делится смена, какая за это назначается доплата, а также прописываются другие значимые условия.

Отсутствие даже одного вышеуказанного документа выступает основанием для принудительной отмены решения руководства фирмы трудовой инспекцией или судом.

Что делать работникам при нарушении их прав?

Нередко рабочий день граждан делится работодателем на части с многочисленными нарушениями. Например, не учитываются права работников или не запрашивается разрешение от профсоюза. При таких условиях наемные специалисты могут воспользоваться следующими методами решения проблемы:

  • подача жалобы в трудовую инспекцию или прокуратуру;
  • обращение к представителям профсоюза, чтобы они разными методами повлияли на работодателя или обратились в государственные организации от имени работников;
  • подача иска в суд, причем суд вправе не только отменить принятое работодателем решение, но и даже взыскать с него компенсацию морального вреда.

Если каждый работник будет разбираться в своих правах и обязанностях, то он сможет отстаивать свои интересы в суде или при обращении в государственные надзорные учреждения.

Заключение

Для многих работников требуется разделение рабочей смены на несколько частей. Процесс должен оформляться с одновременным составлением разных официальных документов.

Длительные перерывы не оплачиваются работодателем, но он может назначать для специалистов доплату, представленную компенсацией. Она не может выступать частью оклада.

Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21-23 журнала.

Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.

В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации.

По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).

Законодательство допускает 2 исключения из этого правила:

1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых;

2) перерывов 2 и более, включая перерыв
для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению?

Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра.

При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования:

Время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст. 127 ТК);

Общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112-117 ТК и локальными нормативными актами.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК):

1) особый характер труда;

2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова.

Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня.

Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

В каких случаях целесообразно делить рабочий день на части

Разделять рабочий день на части допускается на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (часть первая ст. 127 ТК).

Такой режим работы характерен для организаций связи, торговли, культуры, общественного питания, сельских хозяйственных предприятий и т.п. Рабочий день в них разделяется на части главным образом в связи с невозможностью обеспечить равномерную занятость работника или работников на протяжении всего рабочего дня, неравномерностью загрузки рабочего дня (смены).

Предельное количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, не установлено. Однако определено, что рабочий день может быть разделен на отдельные части:

С перерывом (одним), превышающим 2 ч;

С двумя и более перерывами общей продолжительностью не более 4 ч.

Пример 1

Работнику Иванову И.И. установлен режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части:

рабочее время - с 08:00 до 12:00, с 16:00 до 20:00;

перерыв - с 12:00 до 16:00.

Соответствующее время перерывов в рабочее время не включается и соответственно не подлежит оплате. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Пример 2

Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК).

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Компенсации за разделение рабочего дня на части

Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.

Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п. 2 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» - до 50 % тарифной ставки 1-го разряда в расчете на месяц.

ЭТО ВАЖНО! Перечни профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, утверждаются в каждой организации самостоятельно.

Перечень профессий и должностей работников организаций здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты в связи с введением по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, рабочего дня с разделением смены на отдельные части с перерывом в работе свыше двух часов, утвержден постановлением Минздрава РБ от 19.10.2006 № 90 (по информации редакции, этот перечень планируют отменить) .

ЭТО ВАЖНО! Если такой режим рабочего времени вводится по инициативе работника, то доплата не устанавливается.

Порядок установления разделения рабочего дня на части

Решение о разделении рабочего дня на части принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) (часть третья
ст. 127 ТК).

В частности, перечень профессий и должностей работников, которым по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, устанавливается рабочий день с разделением на части, может содержаться в качестве одного из приложений к коллективному договору или правилам внутреннего трудового распорядка. Там же определяется продолжительность частей, на которые разделяется рабочий день, продолжительность перерывов и др.

При приеме на работу по соответствующей профессии (должности) условие, связанное с установлением режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части, необходимо включить в трудовой договор (контракт) с работником.

Так как режим работы является существенным условием труда, установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части по инициативе нанимателя в процессе трудовой деятельности должно осуществляться в связи с обоснованными производственными, организационными, экономическими причинами, о чем необходимо предупредить работника письменно не менее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК). Если такой режим рабочего времени не был ранее согласован с профсоюзом для занимаемой работником должности (профессии), решение о его установлении необходимо согласовать с профсоюзом.

Образец уведомления об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

При отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда трудовой договор (контракт) прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

Если работник соглашается на установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части, то издается соответствующий приказ, в котором указывают время начала и окончания каждой части рабочего времени, время начала и окончания перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, указывается размер доплат (при установлении доплаты).

Образец приказа об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Соответствующие изменения вносятся в трудовой договор (контракт). Работнику составляется график работ.

Образец дополнительного соглашения к контракту об установлении разделения рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Учет рабочего времени при разделении рабочего дня на части

В табеле использования рабочего времени проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы. Иными словами, если рабочий день составляет 7 ч, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 7 ч.

Образец графика работ при разделении рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Применение на практике разделения рабочего дня на части для водителей автомобилей

Вопросы применения на практике разделения рабочего дня на части для водителей автомобилей регулируются ст. 127 ТК и Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82.

Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части.

Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают.

Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля.

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Основанием для введения такого разделения является занятость водителей автомобилей на работах, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), например водителей автобусов коммерческих строительно-монтажных организаций, коммерческих организаций лесного хозяйства и других, занятых на перевозке основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

В том случае, когда водитель автомобиля в течение рабочего времени (смены) полностью не загружен выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности либо не требующая его дополнительного обучения. Поручение водителю автомобиля дополнительной работы оформляется другим письменным трудовым договором (контрактом).

При разделении рабочего дня на части труд водителя автомобиля может быть организован по 2 вариантам, наиболее применяемым на практике:

1) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель не выполняет никакой другой работы;

2) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель выполняет другую дополнительную работу.

Оплата труда водителей автомобилей при разделении рабочего дня на части осуществляется в соответствии с положениями, действующими в организации.

Варианты организации труда водителей

Рассмотрим организацию и оплату труда водителей автомобилей по указанным вариантам.

Вариант I

В этом случае работа в качестве водителя автомобиля отличается значительной неравномерностью в течение рабочего дня.

При этом график работ (сменности) может составляться с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменного перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы.

Время внутрисменного перерыва является личным временем водителя автомобиля, которое он использует в своих личных целях, по своему желанию находясь либо на территории организации, либо за ее пределами. Оплата труда в этом случае осуществляется по установленной в организации для него системе оплаты труда. Кроме того, ему может производиться доплата за разделение рабочего дня на части, если она предусмотрена локальными нормативными правовыми актами организации (коллективным договором, положением и др.).

Пример 3

В коммерческой организации водитель автомобиля (фургон общего назначения грузоподъемностью 7 т) перевозит грузы. В течение рабочего дня перевозки осуществляются неравномерно, в основном с 05:00 до 09:00 и затем после 13:00. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу.

Ежедневная продолжительность рабочего времени - 8 ч при 5-дневной рабочей неделе. Выходные дни - суббота и воскресенье. Учет рабочего времени ежедневный. Оплату труда осуществляют по повременно-премиальной системе.

Тарифная ставка 1-го разряда в организации -500 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда - 2,36. Водителю автомобиля установлены доплата за разделение рабочего дня на части в размере 50 % его тарифной ставки; премия за выполнение задания в размере 50 % также от его тарифной ставки.

В этом случае график работы (сменности) водителя автомобиля в августе 2012 г. может быть составлен следующим образом:

Числа месяца

Продолжительность работы

Числа месяца

Продолжительность работы

где В - выходной день; 4/4 - продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.

Начало рабочего дня (смены): 1-я часть -
05:00, 2-я часть - 13:00.

Окончание рабочего дня (смены): 1-я часть - 09:00, 2-я часть - 17:00.

Ежедневная продолжительность рабочего времени - 8 ч.

Внутрисменный перерыв - с 9:00 до 13:00; его продолжительность - 4 ч, в т.ч. для отдыха и питания - 1 ч.

При работе водителя автомобиля в течение августа 2012 г. согласно приведенному графику фактически отработанное им время составит 176 ч. В этом случае его заработная плата будет равняться 2 360 000 руб. (500 000 ´ 2,36 + 500 000 ´ 2,36 / 50 / 100 + 5 200 000 ´ 2,36 ´ 50 / 100).

Вариант II

Может применяться в случаях, когда водитель автомобиля в течение рабочего дня не полностью загружен выполнением своей основной работы: например, осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

В этом случае график работ (сменности) водителя автомобиля также может быть составлен с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменных перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения.

ЭТО ВАЖНО! Выполнение данной работы оформляется другим трудовым договором.

Оплата труда водителя автомобиля в этом случае производится по установленной в организации системе оплаты труда отдельно за работу в качестве водителя автомобиля и за выполнение другой работы. Учет рабочего времени производят раздельно. Устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части в данном случае нецелесообразно.

Пример 4

В организации, основным видом деятельности которой являются лесозаготовки, водитель автобуса (габаритная длина автобуса - 7,5 м) осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу.

Ежедневная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя автомобиля - 5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Во время внутрисменного перерыва водитель автомобиля работает в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках 2-го разряда. Выходные дни - суббота и воскресенье. Учет рабочего времени ежедневный.

Оплата труда осуществляется по повременной простой системе по профессии как водителя автомобиля, так и подсобного рабочего на лесозаготовках. Тарифная ставка 1-го разряда в организации - 500 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда - 2,63. Доплата за разделение рабочего дня на части не устанавливается.

В этом случае график работы (сменности) водителя в августе 2012 г. может быть составлен следующим образом:

Числа месяца

Числа месяца

Продолжительность работы в качестве водителя автомобиля

Продолжительность работы в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках

где В - выходной день; 2/3 - продолжительность рабочего времени частей рабочего дня (смены), ч.

Начало рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля: 1-я часть - 07:00, 2-я часть - 13:00.

Окончание рабочего дня (смены) в качестве водителя автомобиля: 1-я часть - 09:00, 2-я часть - 16:00.

Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве водителя автомобиля - 5 ч.

Ежедневная продолжительность рабочего времени в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках - 3 ч (с 09:00 до 12:00).

Внутрисменный перерыв - с 09:00 до 13:00, его продолжительность - 4 ч, в т.ч. для отдыха и питания с 12:00 до 13:00 ‑- 1 ч.

В данном случае при работе водителя автобуса в течение августа 2012 г. согласно приведенному графику фактически отработанное им время составит: в качестве водителя автомобиля - 110 ч, в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках - 66 ч.

Александр Шкель , экономист

— мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:


Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части , т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

Не знаете свои права?

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Скачать форму трудового договора

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части , необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Скачать приказ о разделении рабочего дня

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части.

Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего в организации. Полномочным представителем работодателя при издании данного приказа выступает лицо, имеющее такие полномочия в соответствии с учредительными документами.

Издание локального нормативного правового акта о разделении рабочего дня на части без прохождения процедуры учета мнения профсоюза организации, а также отказ от учета изложенных в таком мнении мотивов являются основаниями для его признания недействующим в судебном порядке.

Во-вторых, требуется доказать законность и обоснованность издания локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части. Закон связывает введение данного режима работы с особым характером работы либо с изменением интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ, в котором указаны конкретные особенности работы, которые вызывают необходимость разделения рабочего дня на части. Особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня. Например, весьма сложно убирать служебные помещения в присутствии сотрудников. В связи с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая - после его окончания.

Законным основанием для разделения рабочего дня на части названо изменение интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ о разделении рабочего дня на части, в котором конкретно указаны промежутки рабочего дня (смены), требующие наиболее интенсивной работы. Характерным примером использования данного основания является работа городского пассажирского транспорта.

Для признания приказа полномочного представителя работодателя обоснованным особый характер работы, требующий разделения рабочего дня на части, либо изменение интенсивности работы в течение рабочего дня (смены) должны быть подтверждены относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами. В качестве доказательств в данном случае могут быть использованы инструкции о выполняемых работниками трудовых обязанностях, сведения о потоке пассажиров в течение рабочего дня.

В-третьих, разделением рабочего дня на части признается установление приказом работодателя перерыва или перерывов в течение рабочего дня (смены), продолжительность которых превышает два часа. Перерыв в течение рабочего дня, не превышающий двух часов, в соответствии со ст. 108 ТК РФ признается перерывом для отдыха и питания. Поэтому установление перерыва в течение рабочего дня продолжительностью более двух часов признается разделением рабочего дня на части.

При разделении рабочего дня на части также используется поденный учет рабочего времени, поскольку ст. 105 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить соблюдение установленной нормы часов работниками с данным режимом труда ежедневно. Следовательно, любое превышение данной нормы должно признаваться работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ режим труда относится к числу существенных условий трудового договора. Следовательно, разделение рабочего дня на части приказом работодателя при отсутствии условия об этом режиме работы в трудовом договоре, заключенном с работником, следует признавать изменением существенных условий трудового договора. Такие изменения могут быть произведены работодателем с согласия работника, то есть после внесения соответствующих изменений в заключенный с ним трудовой договор либо с соблюдением порядка, предусмотренного в ст. 73 ТК РФ для изменения существенных условий трудового договора.

Разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. В связи с чем в локальных актах целесообразно предусматривать доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом труда.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Наниматель не вправе применять подобный режим по собственному усмотрению. Для введения подобного рабочего графика в организации нужны веские причины, а также существенные доказательства, обуславливающие невозможность иного варианта осуществления деятельности. То есть, компании необходимо соответствовать требованиям ст. 105 ТК РФ.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Особенности перерывов при разделении рабочего дня

Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.

Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.

Исходя из ч.1, ч.2 ст. 108 ТК РФ, подобный перерыв может быть присоединен к любому перерыву, предусмотренному раздробленным трудовым режимом.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта . Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

© 2024 fiboeda.ru -- Бизнес каждый день